Гражданское самосознание
Гражданское самосознание
важная составная часть общественного сознания и общественного мнения об обществе и его социальном идеале. Гражданское самосознание ориентировано как на существующую политическую реальность, так и на представления о возможности ее совершенствования. С политико-психологических позиций оно представляет ряд представлений и самооценок относительно статуса и перспектив развития общества и его политической системы. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиров гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное восприятие, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий, оценку субъектов политической деятельности, а также установки, стереотипы, предрассудки. Важная сторона гражданского самосознания - конструирование социального идеала, а в более общем плане парадигмы «расширяющейся социальной упорядоченности» по Фридриху Хайеку (1899-1992) - австро-британскому политологу и экономисту, автору фундаментальных исследований по проблемам рыночной экономики; он является классиком современного либерализма и либертаризма, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974). учредитель международной ассоциации политологов, социологов, экономистов, философов либерального направления, автор многих трудов, среди которых: либертаристский манифест «Дорога к рабству» (1944); «Контрреволюция науки» (1952); «Основной закон свободы» (1960) - изложение принципов классического либерализма; трилогия «Право, законодательство и свобода» (в трех томах) (1973-1079); «Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988) - новая программа современною либерализма, (неолиберализма), глубокий научный анализ ряда известных истории «моделей» социализма. Именно такое. ответственное, лишенное иллюзий, самокритичное сознание и осознание порочности некоторых типов социалистического строя (например, маоизма) и особенно опасности национал-социализма, является подлинно гражданским и может рассматриваться как сознание члена гражданского общества, в котором его высокие личные качества, высокий моральный статус, понимание долга, осознание своих прав и свобод (в духе их понимания, по Ф.Хайеку и др. представителей неолиберализма), способность к политическому самоотчету служат гарантией гражданских достоинств общества и гражданских отношений в нем.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013