ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
civil service) - по распространенным взглядом в ряде стран, работа, занятия служащего, а также собственно место его работы в обыденной повседневной жизни в общей системе государственных учреждений, предприятий, организаций или в сфере предпринимательства; служба, иногда (особенно в прошлом в России, противопоставлявшаяся непосредственно военному, правительственному, духовному или церковному служению. Сейчас в России именуется государственная служба (см.).

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Гражданская служба
Zivildienst. Civil service Если призывник отказывается от военной службы, он имеет право на прохождение альтернативной Г.с. ОЗ ФРГ гарантирует право на уклонение от военной службы. Г.с. проходят в течение 6 месяцев (2010) в общественных учреждениях (например, в здравоохранении, социальных службах – уход за пожилыми и больными людьми). Ответственным за процедуру признания является Федеральное ведомство гражданской обороны. Правила прохождения военной и альтернативной Г.с. в прежней форме отменены 01.07.2011. Конституция России и федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (от 25.07.2002 №113ФЗ) рассматривают ее как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву в связи с религиозными взглядами или иными вескими причинами. См.: Военная служба

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
(civil service) Термин относится к служащим, получающим вознаграждение за осуществление политики национального правительства. Происходит от названия британских гражданских (в отличие от военных) чиновников, работавших в Индии в XIX в. Гражданская служба Великобритании – чиновничий корпус, содержащийся на общественные средства и работающий в государственных министерствах и относящихся к ним учреждениях, возглавляемых министрами и госсекретарями кабинета. Вышла из системы исполнительных служб, существовавших до XIX в., и из таких исторических структур, как казначейство (министерство финансов), министерство внутренних дел, министерство иностранных дел и Торговая палата. Начавшееся в конце прошлого века расширение сферы деятельности правительства привело к образованию новых министерств и ведомств, большинство из которых (например, министерства образования, занятости, охраны окружающей среды) имеет четко определенные функции. Некоторые учреждения, скажем, управление по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, обслуживают конкретные территориальные образования. Сотрудники центральных государственных учреждений могут иметь несколько иной статус, нежели служащие, работающие по найму в квази-автономных неправительственных организациях (quangos). В начале 1990-х гг. мнения относительно точного количества гражданских служащих в Великобритании расходились,( условно их число оценивалось в 500–700 тыс.) История гражданской службы и современной бюрократии восходит к реформам Норткота-Тревельяна 2-й половины XIX в. Реформы предусматривали, во-первых, что прием на гражданскую службу и руководящего (высшего), и исполнительного (среднего) персонала осуществлялется только на конкурсной основе, а продвижение по службе зависит от конкретных заслуг. Во-вторых, гражданская служба должна быть пожизненной и, следовательно, должна быть уделом образованных людей. В-третьих, работа гражданских служащих подразделялась на интеллектуальную и рутинную. Это означало, что учреждения и департаменты развивались по типу иерархических структур: руководящие чиновники занимали должности главных советников по соответствующим направлениям, чиновников исполнительного звена назначали на должности руководители учреждения, а технические и канцелярские работники (клерки), наименее образованная часть сотрудников, осуществляли рутинную работу. В-четвертых, гражданская служба как постоянная структура управления занимала позицию политического нейтралитета и служила выборному правительству с любой партийной программой. Все это весьма близко идеальному типу бюрократии по Веберу (Weber). В 1919–39 гг. была проведена унификация гражданской службы, разработаны централизованная схема приема на работу, стандартизированная система оплаты труда, условия прохождения службы (сотрудникам разрешалось менять место службы и занимать более высокую должность при переходе в другое ведомство). Указанные мероприятия были осуществлены главным образом благодаря сэру Уоррену Фишеру, который, будучи одновременно постоянным секретарем министерства финансов и главой гражданской службы, смог объединить работу всех ее звеньев с помощью казначейского надзора и контроля. За исключением незначительной модернизации, проведенной во время 2-й мировой войны, британская гражданская служба оставалась неизменной до 1970-х гг. С 1979 г., при консерваторах, она существенно преобразилась. Было приостановлено разрастание штатов правительственных органов. Приватизация и переход на рыночные отношения в ряде сфер управления привели к сокращению численности работников в некоторых правительственных структурах. Количественные изменения повлекли за собой изменения качественные. Во-первых, был облегчен доступ к гражданской службе, для тех, кто добился успеха в частном секторе. Во-вторых, стремление диверсифицировать прием на гражданскую службу изменить отношение к ней как к пожизненной карьере. Стало возможным свободно менять гражданскую службу на работу в частном секторе, и наоборот, а также поступать на службу, уже имея за плечами определенный "жизненный опыт". В-третьих, гражданских служащих начали ценить больше за организаторские и руководящие способности, чем за чисто интеллектуальные качества. Отчасти изменилась и система организации гражданской службы в рамках министерств и ведомств. За государственными министерствами и ведомствами сохранились только главные директивные функции по ключевым вопросам отраслевой политики. Проведение в жизнь политики министерств передали связанным с ними организациям, имеющим собственный бюджет, перечень решаемых вопросов и главного бухгалтера. В-четвертых, политический нейтралитет гражданской службы стал вызывать все больше подозрений. Правительства Тэтчер обвиняли в продвижении по службе государственных служащих по принципу "Это наш человек". Споры о правах и обязанностях служащих, несогласных со своим министром или предполагающих, что он неверно информирует парламент, привели к принятию в 1985 г. новых положений, регулирующих взаимоотношения государственных служащих и министров. Все эти нововведения сказались на единстве гражданской службы, что обрадовало одних и испугало других. То, что теперь прислушиваются к мнениям сотрудников государственных учреждений, невзирая на занимаемую ими должность, предвещает дальнейшее развитие эффективной, ориентированной на конечный результат системы управления, при которой дробление функций будет сопровождаться стремлением ограничить автономию бюрократии на основе анализа реальных итогов ее деятельности. Изменения, произошедшие в системе "классической" британской службы, были вызваны относительным падением уровня управления в Великобритании. Они соответствуют рекомендациям, содержащимся в докладе Фултона (1968) и отвечающим требованиям модернизации, для чего следовало перенять успешную практику других стран. Пока единственным конкретным результатом такого подхода явилось создание колледжа гражданской службы в Саннингдейле. Кроме того, эти изменения отвечают современным идеологическим подходам, основанным на приоритете рыночных или квазирыночных форм хозяйствования, которые ассоциируются с новым правыми. Отказ от иерархии организованных ведомств в пользу функционально раздельных позволяет перейти от фордовских (Fordist) методов массового производства к "постфордовским" мобильным частным предприятиям, подчиняющимся принципу "Малое значит прекрасное". Наконец, фрагментация и политизация полностью подтверждают подозрения любого вновь избранного руководства о том, что гражданская служба имеет свои собственные планы, которые подорвали авторитет предыдущего руководства, в связи с чем не следует давать ей возможность вновь поднять голову. Австралия, Канада и Франция являют собой пример стран с более или менее унифицированной и иерархически структурированной гражданской службой. США следуют другому образцу: там каждая новая администрация обычно меняет всех руководителей министерств и ведомств (См.: "Дележ добычи"). Поэтому модель Вебера применяется только к гражданским служащим низшего ранга.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
162.02 кб

Конкурс на гражданской службе как процедура

Брезицкая Любовь Александровна
Исследуются вопросы проведения конкурса на гражданской службе. Предлагаются способы упрощения процедуры представления документов и алгоритм проведения конкурса на включение в кадровый резерв
Читать PDF
109.18 кб

Кадровый резерв государственной гражданской службы

Яшкин Сергей Сергеевич
В статье затрагиваются актуальные вопросы, отражающие современное положение управления кадровым резервом в государственной гражданской службе.
Читать PDF
142.91 кб

Брендинг государственной гражданской службы в России

Кучеров Дмитрий Геннадьевич, Пикулёва Оксана Анатольевна
В статье представлены результаты исследования по выявлению характеристикбренда работодателя государственной гражданской службы в восприятии различныхцелевых групп молодежи (государственных служащих в возрасте до 35 лет; студен-тов
Читать PDF
133.42 кб

Долгосрочные мотивации на государственной гражданской службе

Шарин Валерий Иванович
Исследование направлено на решение проблем применения долгосрочных мотиваций к труду на государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Читать PDF
138.05 кб

О соотношении факторов кадрового потенциала гражданской службы

Обухова Лариса Александровна
Раскрыто понятие кадрового потенциала гражданской службы, дана его правовая характеристика. Проанализированы факторы роста кадрового потенциала гражданской службы.
Читать PDF
80.03 кб

Становление системы управления гражданской службой субъекта РФ

Овчаренко Роман Константинович
В статье приведены основные подходы к пониманию сущности управления гражданской службой, показаны основные элементы системы на федеральном уровне, рассмотрен опыт Ростовской обл.
Читать PDF
76.38 кб

Институциональные основания государственной гражданской службы

Литвинцева Е. А.
В статье рассматриваются изменения в институте государственной гражданской службы.
Читать PDF
287.20 кб

Оптимизация кадрового состава государственной гражданской службы

Тавокин Е. П.
В статье «Оптимизация кадрового состава государственной гражданской службы» анализируются результаты экспертного опроса, цель которого состояла в том, чтобы выявить проблемы, определить направления, механизмы, формы, методы оптими
Читать PDF
265.46 кб

Менеджмент компетенций в системе государственной гражданской службы

Кудрявцева Елена Игоревна
Статья посвящена обзору менеджмента компетенций в системах государственной службы ведущих стран. Обсуждаются модели компетенций государственных служащих, их структура и задачи применения.
Читать PDF
277.34 кб

Совершенствование управления гражданской службой глазами чиновников

Овчаренко Роман Константинович
В статье рассмотрены проблемы совершенствования региональной системы управления гражданской службой.
Читать PDF
207.64 кб

Управление гражданской службой глазами «Молодых» и опытных чиновников

Овчаренко Роман Константинович
Изложены некоторые результаты социологического исследования, проведенного в целях изучения отношения государственных гражданских служащих к процессам реформирования гражданской службы, формирования системы управления гражданской с
Читать PDF
179.77 кб

Экспертная дипломатия: гражданское общество на службе внешней политики

Генюш С. В.
Автор анализирует эволюцию научных подходов к роли экспертной дипломатии в системе международных отношений, а также делает обзор имеющихся у России ресурсов и механизмов экспертной дипломатии с оценкой эффективности их применения
Читать PDF
277.90 кб

Профессиональный вектор институционального развития гражданской службы

Зинченко Геннадий Павлович, Зинченко Ярослава Геннадьевна
В статье на основе социологического подхода представлен профессиональный вектор институционального развития государственной гражданской службы.
Читать PDF
393.04 кб

Легитимность государственной гражданской службы: социологический анализ

Васильева Елена Александровна
Государственная служба представляет собой основной субъект государственного управления и анализируется в рамках социологии как социальный институт.
Читать PDF
85.19 кб

Подготовка профессиональной элиты для государственной гражданской службы

Симонов Михаил Геннадьевич
В статье рассматриваются основные подходы к подготовке профессиональной управленческой элиты для государственной гражданской службы в системе образования через отбор наиболее талантливой, обладающей организаторскими способностями

Похожие термины:

  • Федеральная гражданская служба

    это профессиональная административная (аппаратная) деятельность гражданских служащих по обеспечению исполнения и исполнению полномочий федеральных государственных органов.
  • АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

    возможность замены военной службы (см. армия) для лиц, если она несовместима с их убеждениями или вероисповеданием, обязательной службой в течение определенного срока (нередко несколько более дли
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ/ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

    это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий лиц
  • Гражданская служба субъектов Федерации

    это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения (политическими должностными лицами) и исполнению полномочий региональных государственных органов.
  • Гражданская служба как социальный институт

    сосредоточена на исполнении двуединой цели: с одной стороны, она обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги относительно информационных, организационных, технологических и друг