Гомо экономикус

Найдено 1 определение
"Гомо экономикус"
(homo economicus) Человеческое существо, сведённое к одной лишь экономической функции потребления и производства. Эгалитарная и гуманитарная идеология, в своих либеральном и социалистическом вариантах, принимает во внимание человека лишь как взаимозаменяемый экономический атом. Различия проводятся только в зависимости от производительности или способности к потреблению, т.е. денег. Сведённые к меркантильному и денежному измерению, люди лишаются своей личной, культурной и этнической ценности. Для марксистского социализма, как и для либерализма человек, это, прежде всего, производитель и потребитель. Запад, главным образом, экономист, а для ислама главное — завоевания, военные и религиозные амбиции. Второй лучше вооружён, чем первый. Катастрофическая иммиграция-колонизация началась с того, что мы попались в 60-х годах на удочку вербовщиков рабочей силы, которых интересовал только экономический аспект. Имели значение только покорность и дешевизна этих рабочих. Возможное этническое засорение Европы инородцами ничуть не беспокоило ни предпринимателей, ни профсоюзы. Чисто экономический взгляд на человека как на рабочую силу или на потребителя, повсюду одинакового, одна из главных догм эгалитаризма.
Однако сегодня «гомо экономикус», рожденный утопиями XVIII и XIX веков, переживает кризис именно в тот момент, когда он как будто торжествует, потому что этот предрассудок основывался на гипотезе о «гражданине миоа», которого интересуют только потребительские нужды. Однако сегодня мы видим возврат во всем мире к «потребности в самобытности» (культурной, этнической и религиозной) и к «потребности в воле к власти». И экономическая сфера никогда не сможет их поглотить или подчинить. Главная цель современной политики — сделать человека счастливым только экономическим путём, причём благосостояние понимается только как материальное богатство. Взгляд на человека как на «гомо экономикус» основан на совершенно ложной интерпретации человеческих импульсов, на нереалистической антропологии, потому что, если оставить в стороне период иллюзий двух последних веков, глубинные мотивы человека никоим образом не ограничиваются одними материальными потребностями или потребительством. Человек — существо, в гораздо большей степени эмоциональное, чем материалистическое, его глубинные импульсы выходят за пределы приобретения материальных благ, к удовлетворению нематериальных нужд (страсти, религиозное рвение, патриотизм и т.д.). «Гомо экономикус» это неполноценный, одомашненный человек, лишенный большинства своих естественных измерений. Европейцы поддались такому одомашниванию, но оно не вечно, потому что природа возьмет своё. Кроме того, этот тип человека несчастен: в западных торгашеских обществах, самых богатых, больше всех одержимых страстью к накоплению богатств и экономических услуг, процент самоубийств гораздо выше, чем в бедных обществах прошлого и настоящего.
Итак, западная цивилизация совершенно не понимает человеческую природу. Человек не «гомо экономикус» прежде всего, а в самом широком смысле греческой философии «зоон политикой», «политическое животное». За это заблуждение скоро придется поплатиться. (См. «Буржуазность», «Экономизм», «Торгашеское общество»).

Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.