неотъемлемая функция современной политической деятельности, эффективность которой непосредственно зависит от того, в какой мере учитываются общемировые тренды и политические риски, связанные с феноменом глобализации. По определению А.С. Панарина — одного из первых исследователей феномена глобального политического прогнозирования с позиций философии политики и права, объектом глобального политического прогнозирования является глобализация в ее исторической динамике — становление единого взаимосвязанного мира. В глобализирующемся мире «народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий… При этом следует учитывать, что к новой системе открытого, глобализирующегося мира различные народы и государства подошли неодинаково подготовленными, значительно отличающимися по своему экономическому, военно-стратегическому и информационному потенциалу». В результате наибольший интерес к деятельности в области глобального прогнозирования проявляется у ведущих игроков на политической сцене — у самых могущественных стран, цели которых не сводятся к выяснению объективных тенденций, выявлению и преодолению общих угроз, разрешению глобальных проблем. Их цели предполагают также усиление контроля за планетарными стратегическими ресурсами и ослабление стратегических конкурентов в интересах экономической, геополитической и социокультурной экспансии. По мнению А.С. Панарина, «эти же страны тяготеют к социал-дарвинистской интерпретации глобального мира как пространства нового естественного отбора, призванного расширить границы обитания и возможности наиболее приспособленных за счет менее приспособленных».
Таким образом, глобальное прогнозирование — понятие, которое служит одновременно и для обозначения особой деятельности, включенной в процесс долгосрочного стратегического планирования, осуществляемого акторами мировой политики, и для обозначения любых форм осмысления глобальных процессов с учетом их ближайших и отдаленных последствий. К таким формам можно причислить и междисциплинарные научно-прогностические исследования «общего будущего», и чрезвычайно обширную футурологическую литературу, в том числе в жанре политической утопии или антиутопии, и многое другое. Эти принципиальные различия следует учитывать, поскольку глобальное прогнозирование имеет и открытую, и закрытую стороны. С одной стороны, глобальное прогнозирование — едва ли не самая доступная форма политического дискурса, поскольку в сфере публичной политики, на страницах газет и журналов, в электронных СМИ при обсуждении и оценке происходящих на мировой сцене событий почти всегда уделяют особое внимание анализу глобальных прогнозов, в том числе и альтернативных. Это создает впечатление достоверности и объективности информации, которая на самом деле чаще всего опирается лишь на попытки осуществить реконструкцию глобальных планов, неизвестных мирому сообществу. С другой стороны, сама специализированная деятельность в области глобального прогнозирования и формы ее институционализации редко становятся предметом независимой экспертизы и открытого обсуждения даже в научном сообществе, поскольку почти вся основная работа в этой области основывается на закрытой информации и входит в число основных направлений научно-аналитического обеспечения высших органов государственной власти. Эта специализированная деятельность полностью подчинена задачам, связанным с подготовкой и принятием решений в области внешней политики, и, следовательно, не может быть абсолютно прозрачной, поскольку должна учитывать конфликт интересов и предполагает соблюдение государственной тайны. Уровень сложности и наукоемкости глобального прогнозирования возрастает на несколько порядков, когда аналитики переходят на методы альтернативного долгосрочного и сверхдолгосрочного стратегического планирования, составной частью которого и является прогнозирование с учетом глобального контекста, а также потенциала конкретных стран и регионов, а также их специфики — природной, социальной, экономической, цивилизационно-конфессиональной и этнокультурной.
В.Н. Расторгуев
337.86 кб