Гендерная политика
Гендерная политика
термин «гендер» появился в научной лексике в процессе осмысления трансформаций, происходящих во взаимоотношениях полов во всех сферах жизни совр. общества, анализа различий в социально-эконом. положении мужчин и женщин и причин их возникновения. Термин «гендер» («gender») в отличие от термина «пол» переводится как «соц. пол» и акцентирует внимание на соц., а не биологических различиях между полами. Учет гендерной составляющей при выработке социально-эконом. политики для Южного федерального округа - весьма актуальная задача, что связано с многонациональным составом народов его населяющих, этническими, религиозными и культ, особенностями. Ориентирами в этом направлении могут служить рекомендации ООН в части улучшения положения женщин в странах с переходной экономикой. Они включают в себя расширение эконом, возможностей и гарантии реализации прав женщин, повышение эконом, грамотности, обеспечение равных возможностей на рынке, увеличение представительства во властных органах, формирование соответствующих институциональных и законодательных условий в целях достижения реального равноправия женщин в аспекте доступа к эконом, ресурсам. Для осуществления этих рекомендаций необходима разработка управленческих инструментов и механизмов, таких, как гендерная экспертиза, гендерная статистика, гендерный бюджет, помогающий ориентировать эконом, политику гос-ва на решение гендерных проблем. Росс, об-во вошло в рыночные реформы с традиционно декларируемым равенством полов. К концу 80-х уровень занятости женщин почти не отличался от мужчин: 90% женщин трудоспособного возраста работали или учились, высшее и среднее специальное образование имели 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. В то же время заработки мужчин в целом по народному хоз-ву были на треть выше женских. Женщины преобладали на малопрестижных и низкооплачиваемых рабочих местах. Росс, пореформенная экономика не стала фундаментом реального равноправия женщин, не предоставила женщинам равные с мужчинами возможности в выборе жизненных стратегий. Произошли негативные сдвиги в структуре занятости женщин. Специфические женские сегменты занятости оказались наиболее глубоко поражены кризисными процессами переходного периода. Регионы, имеющие высокую долю предприятий легкой, пищевой промышленности, в наибольшей степени столкнулись с проблемами женской безработицы, как явной, так и скрытой. По данным Госкомстата РФ в 1999 г. удельный вес численности женщин в общей численности занятых в экономике составлял 48%. Уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте снизился по сравнению с дореформенным периодом до 75%. Сохранилось преобладание женщин по уровню образования: высшее и среднее специальное образование имели 50% мужчин и 64% женщин, в то же время отношение заработной платы мужчин к заработной плате женщин выросло и составило 142%. Заработная плата женщин ниже, чем у мужчин во всех отраслях экономики, даже в тех, где преобладает женекий труд; дифференциация же заработной платы женщин существенно меньше, чем мужчин. Уровень общей безработицы среди мужчин и женщин приблизительно одинаков, среди зарегистрированных в гос. Службе Занятости безработных женщин в два с половиной раза больше, что указывает на то, что без поддержки гос. структур женщинам найти работу сложнее, это же подтверждает и тот факт, что время поиска работы для женщин почти на месяц больше, чем для мужчин. Формирование адекватной социальной политики в области гендера должно, прежде всего, опираться на надежную информационную базу. В наст.вр. в рамках реформирования гос. статистики проводится разработка гендерного блока показателей. Не менее важной задачей представляется его детализация на уровне субъектов федерации.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.