ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
отказ в предоставлении иммунитета государству иностранному, если оно вступает в частноправовые отношения, и предоставление иммунитета иностранному государству в отношениях публичного характера. Основу законодательства многих государств составляет концепция абсолютного иммунитета, согласно которой без согласия государства невозможно предъявить иск к государству, применять меры обеспечительного характера в отношении объектов государственной собственности, невозможно исполнить решение суда, вынесенное против иностранного государства. Суть функционального иммунитета в том, что иностранное государство обладает иммунитетом лишь в тех случаях, когда оно действует как суверен (jure imperium), а в тех случаях, когда иностранное государство действует как «купец» (jure gestionis), напр. заключает торговые сделки, берет займы у юридических лиц и проч., оно не пользуется иммунитетом.
Функциональный иммунитет иностранного государства в настоящее время воспринят на уровне национального законодательства, закреплен в международных договорах, получает широкую правоприменительную практику. Функциональный иммунитет отражен, в частности, в Европейской (Брюссельской) конвенции о государственном иммунитете 1972 г., в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. Россия подписала Конвенцию в 2006 г. На начало 2013 г. Конвенция в силу не вступила.

Источник: Словарь международного права. 2014

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА
вопросы иммунитета иностранного государства и его собственности получили законодательное закрепление как в национальном праве, так и в международных договорах. При этом законодательная регламентация основана на действующих в настоящее время двух концепциях иммунитета иностранного государства: концепции абсолютного иммунитета и концепции функционального иммунитета. Основу законодательства многих государств составляет концепция абсолютного иммунитета, в соответствии с которой без согласия государства невозможно предъявить иск к государству, применить к государственной собственности меры обеспечительного характера, нельзя обратить судебное взыскание на имущество государства. Законодательство ряда государств зиждется на концепции функционального иммунитета, суть которой в том, что иностранное государство обладает иммунитетом лишь в тех случаях, когда оно действует как суверен (jure imperium). В тех случаях, когда иностранное государство действует как «купец» (jure gestionis), напр., заключает торговые сделки, берет займы у юридических лиц и проч., оно не пользуется иммунитетом. Подход к иммунитету государства как функциональному отражен в законодательстве таких государств, как Австралия, Аргентина, Великобритания, Канада, Сингапур, США, ЮАР и др. Функциональный иммунитет отражен в международных договорах. Так, Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая в рамках Совета Европы, исходит из отказа в предоставлении иммунитета иностранному государству, если оно вступает в частноправовые отношения, и предоставлении иммунитета иностранному государству в отношениях публичного характера. (Россия в этой Конвенции не участвует.) Конвенция была призвана не только урегулировать вопросы юрисдикционного иммунитета иностранного государства, но и решить вопросы о признании и исполнении судебных решений, вынесенных против иностранного государства. Определенное значение имеет и Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г., основу которой составляет закрепление функционального иммунитета иностранного государства. Конвенция еще не вступила в силу. Россия подписала Конвенцию в 2006 г.

Источник: Словарь международного права. 2014