Фокус-группа

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Фокус-группа
(Focus-group, Фокус-топ) - групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме. Он направлен на определение отношения участников к поставленной проблеме, их установок в отношении проблемы, представлений о ней, ценностных ориентаций и устремлений.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Фокус-группа
(англ. focus group) — группа, в которой проводится обсуждение темы, управляемое модератором. Членов Ф.-г. стимулируют за высказывание своих взглядов по теме и реакций на взгляды других. Поисковую Ф.-г. используют на начальной стадии, чтобы выявить проблемы. Далее создаются Ф.-г. для генерации гипотез и проведения исследований. В клинической Ф.-г. исследуют подсознание заинтересованных лиц (потребителей, избирателей). Приемы ведения Ф.-г. — цепная реакция, «адвокат дьявола», ложное завершение. В первом случае модератор обеспечивает эффект цепной реакции, предлагая каждому члену Ф.-г. прокомментировать идею, высказанную ранее кем-л. в группе, или добавить что-нибудь к ней. Играя роль «адвоката дьявола», модератор высказывает крайнюю точку зрения, что провоцирует реакцию со стороны участников Ф.-г. и тем самым ускоряет теми дискуссии. При ложном завершении модератор делает вид. что прекращает заседание Ф.-г., благодарит участников за сотрудничество и предлагает сделать заключительные комментарии, которые превращаются в новую дискуссию и приводят к новым полезным результатам. При обсуждении в Ф.-г. обычно используется репетиция роли, аналогичная ролевой игре. После этого членам Ф.-г. предлагают внести радикальные изменения в свое поведение. Сравним эффективности Ф.-г. и личного интервью. Взаимодействие и давление в Ф.-г. активизирует мышление и стимулирует выдвижение новых идей. При личном интервью отсутствует соревнование опрашиваемых, что приводит к дополнительной нагрузке на интервьюера. Однако в Ф.-г. может возникнуть ролевая игра, что усложняет интерпретацию результатов. Опрашиваемые в Ф.-г. соревнуются друг с другом за право говорить, и у модератора меньше времени на получение подробностей от каждого участника. При личном интервью человек находится наедине с интервьюером и может беспрепятственно выражать свои мысли. У интервьюера больше времени, чтобы получить подробную информацию. На ответы опрашиваемого могут оказать влияние высказывания других членов Ф.-г. При личном интервью влияние со стороны среды отсутствует. Если тема достаточно деликатна, опрашиваемые в ф.-г. могут быть не готовы свободно высказываться по ней в присутствии других людей. При личном интервью опрашиваемый может высказываться более свободно, даже если ему задают «чувствительные» вопросы. Один интервьюер может легко провести несколько заседаний в разных Ф.-г. по одной теме, не уставая так, как при многих личных интервью. В Ф.-г. можно получить много информации за короткое время при относительно небольших затратах. При личном интервью требуется время и средства на ее сбор и анализ. При этом можно использовать индивидуальные стимулы, а в Ф.-г. их перечень ограничен. Трудно собрать в Ф.-г. многих занятых опрашиваемых (напр.. руководителей). При личном интервью выбрать время проще.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
76.64 кб

Метод фокус-групп в академических исследованиях

Мальцева Т. В.
В статье излагается суть метода фокус групп в академических исследований.This paper describes the essence of focus groups in academic research.
Читать PDF
279.42 кб

Метод фокус-групп: этапы реализации исследования

Чеховский Иван Викторович
В статье рассматривается полный поэтапный алгоритм реализации исследования с использованием метода фокус-групп, включающий весь цикл — от получения запроса на исследование до презентации итогового отчета.
Читать PDF
912.91 кб

Опыт спецификации областей применения фокус-групп

Фахрисламова Р.Т.
Всплеск внимания к теме бездетности как социально-демографическому феномену пришелся на 1970-1980-е гг. в связи со значительным увеличением числа бездетных женщин и супружеских пар. В начале XXI в.
Читать PDF
890.76 кб

Опыт спецификации областей применения фокус-групп

Дроз М.С.
Статья посвящена перспективам развития метода фокус-групп, рассмотрены их особенности, определены новые свойства и сферы применения. Обобщен многолетний опыт работы с данным методом социологических исследований.
Читать PDF
253.45 кб

Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования

Варганова Галина Владимировна
Рассмотрены виртуальные фокус-группы как метод научных исследований. Показаны преимущества и ограничения метода виртуальных фокус-групп в сравнении с фокус-группами, проводимыми в традиционном формате.
Читать PDF
396.25 кб

Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения

Жигарь Оксана Владимировна
Описан метод фокус-групп, сделано обобщение опыта его проведения с помощью Интернета, показано использование его в качестве интерактивного метода обучения в вузе.
Читать PDF
431.68 кб

Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR)

Левинсон Алексей , Стучевская Ольга
The article is a review of the ESOMAR Qualitative Research Conference ('Qualitative ascending, harnessing its true value') that was held in Boston, USA, in November 2002.
Читать PDF
572.45 кб

Использование невербальной информации в ходе фокус-группового исследования

Пузанова Жанна Васильевна, Чеховский Иван Викторович, Ларина Татьяна Игоревна
В статье рассматривается возможность и необходимость анализа невербальных реакций в ходе исследований, приводящихся с использованием метода фокус-групп.
Читать PDF
226.75 кб

Молодежь г. Сургута об экстремизме (по результатам проведенных фокус-групп)

Белова Марина Геннадьевна
В статье рассматриваются основные виды экстремизма и факторы его возникновения. Представлены основные нормативно-правовые документы федерального уровня по борьбе с экстремизмом.
Читать PDF
149.82 кб

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ АФФЕКТОВ (SPAFF) В ФОКУС-ГРУППОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна
Влияние тренда междисциплинарности в современной науке приводит исследователей к поиску новых путей решения методологических проблем и расширению арсенала используемых методик.
Читать PDF
786.87 кб

Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе

Макарова Наталья Станиславовна, Дроботенко Юлия Борисовна
Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска методов исследования, адекватных такому сложному объекту как изменения в образовании.
Читать PDF
14.57 мб

Профессиональная деформация читателей газет (на примере фокус-групп молодежной аудитории)

Надейкина Елена Владимировна
Автором проведено исследование прочтения текста представителями различных профессий на примере молодежной аудитории (18-25 лет). «Перестройка» мышления отмечается даже у студентов.
Читать PDF
293.35 кб

Понимание политической реальности: региональный аспект (на основании изучения фокус-групп)

Яшин Антон Владимирович
На основании методов фокус-групп были выяснены факторы формирования и роль политической идентификации у жителей пермского края. Выверено положение о том, что политическая идентичность формируется социальной средой.
Читать PDF
843.65 кб

ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОКУС-ГРУПП

Скачкова Людмила Сергеевна, Щетинина Дарья Павловна, Крячко Виктория Игоревна
Статья посвящена изучению факторов субъективного благополучия (subjective well-being) научно-педагогических работников (НПР).
Читать PDF
304.33 кб

Отношение граждан к В. Путину и Д. Медведеву: политические рейтинги (vs данные фокус-групп)

Попова Ольга Валентиновна
Анализируются методические проблемы использования традиционных рейтингов политических лидеров при характеристике общественных настроений и показаны причины необходимости обращения к методу фокус-групп, позволяющему не только выясн