Факторы искажения ответа

Найдено 1 определение
Факторы искажения ответа
причины, влияющие на искажение ответов опрашиваемых. К Ф.и.о. относят: 1. Ощущение вторжения в частную жизнь. Опрашиваемый может отказаться отвечать на отдельные вопросы (напр., о своих доходах) или дать ответ, не соответствующий действительности. Избежать этого позволяют объяснение необходимости таких данных и заверения в конфиденциальности. 2. Недостаток времени и усталость. Если на интервью нужно много времени, точность ответов в какой-то момент начинает снижаться. Опрашиваемым надоедает интервью, и они предпочитают краткие ответы и отказ от уточнений, чтобы поскорее освободиться. Связанные с этим искажения результатов в большинстве случаев носят случайный характер. Однако иногда может возникнуть систематическая ошибка (напр., если опрашиваемые решают «отомстить»). 3. Соображения престижа и стремление давать социально приемлемые ответы. Существует множество свидетельств тому, что опрашиваемые склонны давать такие ответы, которые (по их мнению) позволят им повысить свой престиж в глазах интервьюера и не противоречат общепринятым (с их точки зрения) нормам. Напр., на вопросы о доходах, уровне образования, времени, которое человек проводит за чтением газет, могут быть даны ответы, которые сильно искажают действительность в пользу опрашиваемого. 4. Любезность. Опрашиваемые, как правило, хотят выглядеть вежливыми и любезными и стремятся «помочь» интервьюеру. В результате подобных явлений могут быть искажены ответы на вопросы с подсказками, когда опрашиваемый из вежливости поддерживает обсуждаемую идею. 5. Отсутствие информации. Если человека о чем-то спрашивают, предполагается, что он компетентен в этом вопросе. Это лестное допущение интервьюера плюс желание сотрудничать могут привести к тому, что опрашиваемый даст ответ на вопрос, несмотря на то, что у него нет соответствующих знаний. б. Стиль ответа. Часто в исследованиях задают вопросы, предполагающие вынесение оценочного суждения типа «хорошее —плохое», «положительно —отрицательно». Здесь на качество ответов влияет тенденция, которая свойственна некоторым опрашиваемым: они склонны выбирать определенный стиль или категории ответов независимо от содержания вопроса. Так. некоторая часть «уступчивых» опрашиваемых будут предпочитать положительные ответы. Их не следует путать с опрашиваемыми, которые демонстрируют тенденцию к преувеличению (т. е. «хорошее» становится «очень хорошим», а «плохое» — «очень плохим»).

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.