Европоцентризм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Европоцентризм
концепция и механизм межкультурного восприятия, заключающийся в тенденции судить о явлениях окружающего мира сквозь призму ценностей и норм западноевропейской культуры, рассматриваемых в качестве универсального эталона.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Европоцентризм
геополитическая концепция, обосновывающая центральное положение в мировом развитии «образцовой» западноевропейской культуры. Претензии западноевропейской цивилизации на интегрирующую роль в мире, начиная с эпохи великих географических открытий. Однако «духовное превосходство» европейской культуры вызывает все больший отпор у народов Азии и Африки. Здесь набирает силу движение против европоцентризма. Европа, ответственная за развязывание двух самых кровопролитных мировых войн, не имеет морального права учить другие народы.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
геополитическая концепция, обосновывающая центральное положение в мировом развитии «образцовой» западноевропейской культуры. Претензии западноевропейской цивилизации на интегрирующую роль в мире, начиная с эпохи великих географических открытий. Однако «духовное превосходство» европейской культуры вызывает все больший отпор у народов Азии и Африки. Здесь набирает силу движение против европоцентризма. Европа, ответственная за развязывание двух самых кровопролитных мировых войн, не имеет морального права учить другие народы. Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г. После Второй мировой войны американская модель свободного предпринимательства считалась лучшей и Соединенные Штаты кладут её в основу Плана. Генерал Дж. К. Маршалл (1880–1959), возглавлявший в 1939–1945 гг. Генеральный штаб американской армии, понимал важность планирования материально-технических ресурсов. 5 июня 1947 г. Маршалл в выступлении в Гарвардском университете объявил о программе экономической помощи Европе. Эта помощь предназначалась и Советскому Союзу, принявшему основной удар фашистской Германии. Страны-участницы программы восстановления европейской экономики обязывались способствовать развитию свободного предпринимательства. Таким образом, Советскому Союзу представлялся уникальный шанс интегрироваться в мировое хозяйство. Советский Союз от участия в программе отказался, так как выявились расхождения в подходах к будущему ЦВЕ. «План Маршалла» ускорил послевоенный раскол Европы. В 1948–1951 гг. Соединенные Штаты выделили по плану Маршалла 16-ти европейским странам 17 млрд. долларов, из них 60 % помощи получили Великобритания, Франция, Италия и ФРГ. Но помощью можно распорядиться по-разному: её можно проесть или разворовать. Созданная на территории объединенной британской, американской и французской оккупационной зоны Федеративная Республика Германия получила в 1946–1954 гг. 2,7 млрд. долларов. Сумма не астрономическая, но на неё можно было сыто накормить, хорошо одеть и обуть немцев и … вновь остаться у разрушенного дома с протянутой рукой. Немцы поступили по-другому. Они не стали слепо выполнять рекомендации по внедрению, казалось бы, идеальной американской модели свободного предпринимательства. Поверженная фашистская Германия лежала в руинах, обеспечив прожиточный минимум, немцы направили основные средства в производство. И каждый американский доллар дал возможность создать ценности на сумму от 10 до 20 долларов. Возрождение Германии связано с личностями выдающихся немецких ученых – отца «экономического чуда» Людвига Эрхарда и духовного отца послевоенной немецкой нации Карла Ясперса.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Европоцентризм
научная тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым. Европейским гуманитарным наукам был свойственен изначально. Одним из основных факторов, повлиявших на отход от евроцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики была встреча с «чужими» культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии XIV-XIX веков. Французские просветители выдвинули идею расширения географических рамок истории, воссоздания всемирной истории, выхода за рамки европоцентризма. Одним из первых был Вольтер. Однако на следующем этапе развития европейской исторической мысли, у Гегеля, именно идея всемирной истории оказывалась сопряжена с идеями евроцентризма - только в Европе мировой дух достигает самопознания. Он также был свойственен и концепции Маркса, которая оставляла открытым вопрос о соотношении азиатского способа производства с европейскими - античным, феодальным и капиталистическим. Историки, философы и социологи 2-й половины XIX века стали выступать против евроцентризма, доминировавшего в изучении мирового исторического процесса. Например, Данилевский подверг критике евроцентризм в своей теории культурно-исторических типов. В исторической науке XX века освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый евроцентризм привычного представления об истории как едином всемирно-историческом процессе. Появились многочисленные альтернативные концепции. Шпенглер называл концепцию всемирной истории «птолемеевой системой истории», основанной на европоцентризме в понимании иных культур. Другим примером может быть классификация цивилизаций, предложенная Тойнби. Евразийцы, например, Н. С. Трубецкой, полагали необходимым и позитивным преодоление евроцентризма. Евроцентризм активно критиковался в востоковедении и социальной антропологии при изучении первобытных культур (Ростоу). Для всей культуры XX века характерен кризис идеалов евроцентризма. Этот кризис актуализировали апокалиптические настроения (в частности, жанр антиутопии в искусстве). Одной из черт авангардизма был отход от евроцентризма и повышенное внимание к восточным культурам. Некоторые философские течения XX века ставили себе целью его преодоления. Например, Левинас разоблачал евроцентризм как частный случай иерархизации (расовой, национальной и культурной). Для Деррида он частный случай логоцентризма. В неевропейских культурах появились новые идейные течения. Например, негритюд в Африке возник в сопротивление евроцентризму и политики насильственной культурной ассимиляции как компоненте политического и социального угнетения, с одной стороны, и на расово-этно-культурное (а затем и государственно-политическое) самоутверждение колонизированных афро-негритянских по своему происхождению (а затем и всех негроидных) народов. Философия латиноамериканской сущности (нуэстро-американизм) обосновывал децентрацию универсального европейского дискурса, опровергал его претензии на высказывание вне определенного культурного контекста. В число противников евроцентризма включаются Айя де ла Торре, Рамос Маганья, Леопольдо Сеа. Известный российский политолог С. Г. Кара-Мурза в книге "Евроцентризм - эдипов комплекс интеллигенции" (М.: Алгоритм, 2002) выделил его базовые мифы. Запад - христианская цивилизация (как пишет Кара-Мурза, «сегодня говорится, что Запад — не христианская, а иудео-христианская цивилизация»). При этом Православие ставится под сомнение (например, согласно историку-диссиденту Андрею Амальрику и многим другим российским «западникам», принятие Русью христианства от Византии - историческая ошибка). Запад - продолжение античной цивилизации. Считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции, период Средневековья замалчивается. При этом процесс культурной эволюции может мыслится непрерывным. Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией (технологический миф). При этом вклад других народов игнорируется или приуменьшается. Капиталистическая экономика объявляется "естественной" и основанной на "законах природы" (миф о «человеке экономическом»). Так называемые «страны третьего мира» (или «развивающиеся» страны) являются «отсталыми», а чтобы «догнать» страны Запада, им надо пройти по "западному" пути, создавая общественные институты и копируя общественные отношения западных стран (миф развития через имитацию Запада).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
799.54 кб

ЕС ПЕРЕД НОВЫМИ ВЫЗОВАМИ: СТАВКА НА ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

Биссон Любовь Сергеевна
До сих пор не преодолев до конца последствия череды кризисов (финансово-экономического, миграционного, решение о выходе Великобритании из ЕС), Европейский союз сталкивается с новыми испытаниями.
Читать PDF
245.58 кб

Европоцентризм как идеологический феномен и общественно-политическая практика

Козловец Николай Адамович
В статье рассматриваются историософские основы европоцентризма, европейского универсализма и европейской цивилизации.
Читать PDF
733.25 кб

Центральная Азия, европоцентризм, колониальность

Нурулла-Ходжаева Наргис Талатовна
Предлагаемая статья, это не очередной раунд ревизионизма в истории, речь идет о возможной перспективе снижения масштабов доминирующей европоцентристской эпистемологии на основе которой был выстроен современный стереотип знаний по
Читать PDF
18.64 мб

Скрытый европоцентризм: понимание личности

Марков Виктор Иванович
Актуальность статьи связана со скрытым сохранением стереотипов европоцентристского мышления, при формальном отказе от него, в гуманитарных науках на понятийном уровне.
Читать PDF
173.60 кб

2018.03.004. ДЭВИС Б.В. ЗАНОЗА КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ: КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА РОБЕР

Мельник С.В.
Читать PDF
246.63 кб

Кризис европоцентристского исторического сознания

Леопа Александр Владимирович
В статье освещается, что одним из проявлений глобального системного кризиса явился кризис европоцентристского исторического сознания. Европоцентристское историческое сознание, сформировавшееся в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
430.16 кб

Кризис европоцентристского исторического сознания

Леопа Александр Владимирович
В статье освещается, что одним из проявлений глобального системного кризиса явился кризис европоцентристского исторического сознания. Европоцентристское историческое сознание, сформировавшееся в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
147.67 кб

Современные политико-правовые проекты десуверенизации государственной власти: европоцентрическая и а

Волков В. Н.
Автор в статье рассматривает неоднозначность процессов глобальной трансформации государственной власти, разнохарактерность тенденций международного взаимодействия при решении разнородных проблем и конфликтов, поиск новых форм леги
Читать PDF
191.21 кб

2013. 04. 015. Альварес К. Критика европоцентричной социальной науки. Alvares C. A critique of Euroc

Виноградова Т. В.