ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
комплекс мер регионального характера, к-рые должны оградить Европу от опасности военного конфликта. В системе европейской коллективной безопасности должны быть объединены все европейские государства, независимо от их общественного строя. В полном соответствии с Уставом ООН такая система создаст необходимые условия для разрядки напряженности для решения с учетом реальностей назревших международных проблем и для налаживания всестороннего взаимовыгодного сотрудничества на общеевропейской основе.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
биполярный мир более устойчив, чем однополярный не только в масштабах всей планеты, но и на региональном уровне. Будущее Европы – в двухполюсной конфигурации Европейского континента, межцивилизационном диалоге западноевропейских и восточноевропейских традиций. Знаменитый лозунг Шарля де Голля «Европа – от Атлантики до Урала» должен трансформироваться в проект Большой биполярной Европы, союз России и подлинной континентальной Европы, дополняющих друг друга. На этих принципах целесообразно строить деятельность Совета Европы. Восточноевропейские страны как члены Совета Европы, должны отстаивать право на собственную цивилизационную идентичность. Фундамент общеевропейской безопасности не может быть построен на основе НАТО во главе с США. Западной Европе необходимо освободиться от роли американского вассала на континенте, а России от тоталитарного мышления. Важной основой общеевропейской безопасности служит геополитическая ось Берлин – Париж – Москва – Рим.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
(коллективная) комплекс совместно принимаемых всеми заинтересованными государствами мер по обеспечению мира и безопасности в Европе. За создание системы коллективной безопасности в Европе Советское государство вело упорную борьбу еще до второй мировой войны. После второй мировой войны СССР вновь возглавил ее, противопоставив Е. б. империалистической политике раскола Европы и подготовки новой мировой войны. Активно выступает за Е. б. Организация Варшавского Договора (см. Варшавский Договор). Важные решения по вопросам обеспечения коллективной безопасности в Европе приняты на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (июль август 1975). Принципиальная политика СССР в Европе предполагает поступательное движение по пути к радикальному сокращению ядерных и обычных вооружений, к созданию надежной безопасности на базе хельсинкского процесса. Хельсинкские договоренности были развиты и конкретизированы в ходе последующих встреч в Белграде (октябрь 1977 март 1978), Мадриде (ноябрь 1980 сентябрь 1983) и первого этапа Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе (январь 1984 сентябрь 1986) (см. Меры доверия, Мадридская встреча, Конференция по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе). Важным вкладом в дело упрочения Е. б, стало подписание советско-американского Договора о ликвидации РСД РМД в декабре 1987.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
защищенность системы взаимоотношений государств Европейского континента от угрозы дестабили-зации, кризисов и конфликтов. Е. б. может быть обеспечена на основе равноправия, взаимовыгодного сотрудничества, одинаковой безопасности и добрососедства всех государств Европы при последовательной реализации безблокового принципа и отсутствии разделительных линий и рубежей на континенте. Е. б. находится в стадии становления применительно к новым условиям, складывающимся после окончания «холодной войны» и утверждения эпохи партнерства. Проблемами Е. б. занимаются многие международные организации, в том числе ООН, ОСБСЕ, НАТО, СНГ, ЕС, ЗЕС, СЕ, ССАС и др. В декабре 2002 была принята декларация о европейской политике безопасности и обороны. Она охватывает так называемые договоренности «Берлин плюс», которые включают в себя гарантированный доступ ЕС к оперативным планам НАТО, доступность ЕС ресурсов и общих средств НАТО, варианты участия Европейского командования НАТО в возглавляемых ЕС операциях, включая традиционно европейскую квоту заместителя верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами альянса в Европе и адаптацию системы оборонного планирования НАТО с учетом возможности выделения сил для операций ЕС. Фактически все эти аспекты позволяют НАТО поддерживать возглавляемые ЕС антикризисные операции, в которых Североатлантический альянс в целом не принимает военного участия. Однако имеющиеся соглашения отдают приоритет перед любыми самостоятельными действиями Евросоюза Североатлантическому альянсу.
Источник: Геокультурная энциклопедия