Евроцентризм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЕВРОЦЕНТРИЗМ
подход к развитию человечества, историческим оценкам и формированию образа будущего с позиции европейского (шире – западного) исторического и в целом цивилизационного опыта. В основе Е. как понятия лежит такое явление, как этноцентризм – стремление каждого этноса ставить себя в центр мироздания, переносимое далее на такое надэтническое явление, как народ (лаос), на такую политическую форму государственного устройства, как нация, а далее – на цивилизационное единство, в случае с Европой – европейских народов. Главное проявление Е. – цивилизационный расизм – стремление создать так называемую иерархию цивилизаций, на вершину которой ставится западная цивилизация, принимаемая за эталон развития во всех областях – религиозной, культурной, научной, экономической, бытовой. Е. принимает по умолчанию западный опыт исторического развития в качестве универсального, определяя, собственно, сам Запад – как цивилизацию. Тех, кто стремится «стать Западом», но отстаёт от эталона, Е. определяет как варваров, которых только предстоит «облагородить» западным образом жизни, а тех, кто не стремится стать Западом, сохраняя свой собственный путь развития, – как дикарей. Последние воспринимаются с точки зрения Е. в качестве элементов живой природы, абсолютным хозяином над которой поставлен представитель цивилизации Запада – абсолютно совершенный и развитый человек. Наиболее ёмко подходы Е., так же как и проявления цивилизационного расизма, описаны у такого автора, как Джон Хобсон. Политическим инструментом продвижения интересов Запада является идеология Е., рассматривающая весь остальной, не западный мир как пустое пространство, открытое для колонизации. Частным выражением идеологии Е. выступает такое явление, как расизм, выстраивающий некую иерархию народов, оцениваемых с точки зрения большего или меньшего соответствия западному образцу. К европейскому (западному) обществу при этом могут относиться как любые народы и государства, так и отдельные граждане, сознательно выбравшие для себя европейскую систему ценностей в качестве базовой, вне зависимости от того, в какой части света они находятся и к какой (не европейской) цивилизации изначально принадлежали. Таким образом, Е. представляет собой идеологему, изначально сформировавшуюся в Европе и провозглашающую превосходство европейских народов в частности и западной цивилизации в целом над другими народами и цивилизациями, высокомерно представляя свой исторический опыт, сложившийся образ жизни, а также систему оценок как эталонный. Роль и влияние европейских народов на мировую историю признаются особыми, исторический путь, пройденный западными странами, считается универсальным для всех, а интересы глобального Запада, объединяющего народы и государства на основе Е., объявляются исключительными.

Источник: Советский политический язык 1984 г.

Евроцентризм
научная тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым. Европейским гуманитарным наукам был свойственен изначально. Одним из основных факторов, повлиявших на отход от евроцентризма и принятию всего реального многообразия культурных миров в качестве равноправных участников культурной динамики была встреча с «чужими» культурами в процессе колониальной и миссионерской экспансии XIV-XIX веков. Французские просветители выдвинули идею расширения географических рамок истории, воссоздания всемирной истории, выхода за рамки европоцентризма. Одним из первых был Вольтер. Однако на следующем этапе развития европейской исторической мысли, у Гегеля, именно идея всемирной истории оказывалась сопряжена с идеями евроцентризма - только в Европе мировой дух достигает самопознания. Он также был свойственен и концепции Маркса, которая оставляла открытым вопрос о соотношении азиатского способа производства с европейскими - античным, феодальным и капиталистическим. Историки, философы и социологи 2-й половины XIX века стали выступать против евроцентризма, доминировавшего в изучении мирового исторического процесса. Например, Данилевский подверг критике евроцентризм в своей теории культурно-исторических типов. В исторической науке XX века освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый евроцентризм привычного представления об истории как едином всемирно-историческом процессе. Появились многочисленные альтернативные концепции. Шпенглер называл концепцию всемирной истории «птолемеевой системой истории», основанной на европоцентризме в понимании иных культур. Другим примером может быть классификация цивилизаций, предложенная Тойнби. Евразийцы, например, Н. С. Трубецкой, полагали необходимым и позитивным преодоление евроцентризма. Евроцентризм активно критиковался в востоковедении и социальной антропологии при изучении первобытных культур (Ростоу). Для всей культуры XX века характерен кризис идеалов евроцентризма. Этот кризис актуализировали апокалиптические настроения (в частности, жанр антиутопии в искусстве). Одной из черт авангардизма был отход от евроцентризма и повышенное внимание к восточным культурам. Некоторые философские течения XX века ставили себе целью его преодоления. Например, Левинас разоблачал евроцентризм как частный случай иерархизации (расовой, национальной и культурной). Для Деррида он частный случай логоцентризма. В неевропейских культурах появились новые идейные течения. Например, негритюд в Африке возник в сопротивление евроцентризму и политики насильственной культурной ассимиляции как компоненте политического и социального угнетения, с одной стороны, и на расово-этно-культурное (а затем и государственно-политическое) самоутверждение колонизированных афро-негритянских по своему происхождению (а затем и всех негроидных) народов. Философия латиноамериканской сущности (нуэстро-американизм) обосновывал децентрацию универсального европейского дискурса, опровергал его претензии на высказывание вне определенного культурного контекста. В число противников евроцентризма включаются Айя де ла Торре, Рамос Маганья, Леопольдо Сеа. Известный российский политолог С. Г. Кара-Мурза в книге "Евроцентризм - эдипов комплекс интеллигенции" (М.: Алгоритм, 2002) выделил его базовые мифы. Запад - христианская цивилизация (как пишет Кара-Мурза, «сегодня говорится, что Запад — не христианская, а иудео-христианская цивилизация»). При этом Православие ставится под сомнение (например, согласно историку-диссиденту Андрею Амальрику и многим другим российским «западникам», принятие Русью христианства от Византии - историческая ошибка). Запад - продолжение античной цивилизации. Считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции, период Средневековья замалчивается. При этом процесс культурной эволюции может мыслится непрерывным. Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией (технологический миф). При этом вклад других народов игнорируется или приуменьшается. Капиталистическая экономика объявляется "естественной" и основанной на "законах природы" (миф о «человеке экономическом»). Так называемые «страны третьего мира» (или «развивающиеся» страны) являются «отсталыми», а чтобы «догнать» страны Запада, им надо пройти по "западному" пути, создавая общественные институты и копируя общественные отношения западных стран (миф развития через имитацию Запада).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник