то же что континент, heartland, Суша, Земля, теллурократия . В более ограниченном смысле означает геополитическую Россию.
Евразия
Евразия
Источник: Геополитический глоссарий
евразия
Eurasien. Eurasia Самый большой материк на Земле, площадь – 53 893 тыс. кв. км (36 % площади суши). Население – более 4,8 млрд чел. (2010) (около 3/4 населения планеты). Объединяет две части света – Европу и Азию. Границу между Европой и Азией чаще всего проводят по восточным склонам Уральских гор, реке Урал, реке Эмба, северозападному побережью Каспийского моря, реке Кума, КумоМанычской впадине, реке Маныч, восточному побережью Черного моря, южному побережью Черного моря, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому и Средиземному морям, Гибралтарскому проливу. Такое разделение сложилось исторически. В природном отношении выраженной границы между Европой и Азией не существует. Исторически народы Европы и Азии тесно связаны между собой в антропологическом, лингвистическом и культурном смыслах, между ними существуют также тесные Политико-экономические связи. В геополитике термин Е. часто применяется к части постсоветсткого пространства, включающей в себя Россию, среднеазиатские и кавказские государства.
ЕВРАЗИЯ
1) самый большой материк Земли, расположенный в Северном полушарии (часть островов — в Южном); состоит из двух частей света — Европы и Азии. Разделение между ними возникло исторически, в природном отношении четкой границы не существует. Понятие «Евразия» введено в 1883 австрийским геологом Э. Зюссом; 2) находящееся в процессе формирования политическое объединение государств, связанных между собой геополитически, имеющих во многом общую историческую судьбу и тяготеющих друг к другу в экономическом и культурном отношении. При этом мы исходим из того, что в исторической перспективе процветание, стабильность и безопасность этих государств самым непосредственным образом зависит от их единства. Так понимаемая Е. стоит в одном ряду, например, с функционировавшей в 50—70-е гг. ХХ в. Еврафрикой — поли-тической и экономической ассоциацией ряда стран Африки с ЕЭС или с Евроатлантическим союзом, охватывающим страны Европы и Северной Америки. Так понимаемая Е. связана и с географическим толкованием Е., и с историософским осмыслением евразийства. Связана, однако, не тождественна ни тому, ни другому. С одной стороны, если в географическом плане Е. протянулась от Ванкувера до Владивостока, то в политическом отношении она распространяется отнюдь не на весь материк. Разумеется, было бы совершенно нерационально пытаться очертить территориальные пределы Е. Делимитация и демаркация ее границ — занятие не только бессмысленное, но и контрпродуктивное. По крайней мере, следует видеть и учитывать самые разные взгляды на этот счет, существующие на сегодня. Так, основоположники евразийства разрабатывали свою идею как желательную форму организации «собора народов», населяющих преимущественно, если не исключительно пространство тогдашней Советской России. «Национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, — писал князь Н. Трубецкой, — может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию — Евразией, ее национализм — евразийством». В свое время М.С. Горбачев предлагал назвать нарождавшийся в период постсоветского «либерального ренессанса» союз бывших советских республик «Евразия». В наши дни реально функционирует Евразийское экономическое сообщество в составе группы стран-участников СНГ. В то же время есть сторонники контрглобалистского евразийского союза в составе России, Казахстана, Таджикистана, Ирана, Ирака, с перспективой присоединения к нему со временем Афганистана и ряда арабских стран. Если в историософском смысле зачинатели евразийства обосновывали возможность и необходимость утверждения единого социального пространства, закрепляемого общим государственническим, политико-правовым каркасом; пространства, являющегося сферой распространения, самобытной цивилизации, то политическая трактовка Е. исходит из того, что она представляет собой не органически стройный собор народов, а созданный на международно-правовых основах и принципах союз суверенных государств. Евразийское единство этого образования не создает синкретического целого: оно предполагает не только государственную самостоятельность объединившихся стран, но и их этническую, конфессиональную, региональную и т. д. дифференциацию. Лит.: Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья: Сб. ст. Под ред. Е.М. Кожокина. М.: РИСИ. № 13. 2002; Дугин А.Г. Евразийский путь как Национальная Идея. М.: Арктогея-центр, 2002; Цымбурский В.Л. Борьба за «евразийскую Атлантиду»: геоэкономика и геостратегия. М.: ИНЭС, 2000.
Источник: Геокультурная энциклопедия