от греч. eugenes хорошего рода)
теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. Прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма (напр., фашистская расовая теория). В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. медицинской генетики. Правомерность употребления термина «евгеника» остается спорной.
ЕВГЕНИКА
Евгеника
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ЕВГЕНИКА
от греч. eugen?s – хорошего рода) – учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одаренности и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин «Евгеника» впервые предложен английским биологом Ф. Гальтоном в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия» (1869). Несмотря на то, что ученые ставили перед Евгеникой гуманные цели, ею нередко пользовались расисты, которые, основываясь на лженаучных представлениях о неполноценности отдельных рас и народов и опираясь на национальные предрассудки и рознь, оправдывали расовую и национальную дискриминацию, заменив, в конце концов, как это сделал в своих политических целях фашизм, Евгенику, так называемой, «расовой гигиеной» и узаконив геноцид. Науки, изучающие наследственность и изменчивость признаков человеческого организма, показали, что разнообразие людей связано как с их наследственными задатками, так и с условиями существования (в том числе природно-климатическими, социально-экономическими и др.). Изучение однояйцовых близнецов, в частности их психического развития, а также генеалогического наблюдения свидетельствуют о том, что наследственность играет большую, но отнюдь не исключительную роль в определении умственных и творческих способностей человека. Если морфологические признаки человека определяются преимущественно наследственностью, то на его психические особенности и поведение весьма сильное влияние оказывает среда, и главным образом социальная: воспитание, образование, трудовые навыки, воздействие коллектива и др.
Источник: Словарь терминов политологии, проект www.von-brenner.com
Евгеника
Искусство улучшения генетического качества населения. Биотехнологии и генная инженерия дают сегодня практические средства улучшения человеческого генома не только по терапевтическим, но и по политическим соображениям. Биотехнологии делают сегодня возможной позитивную генетику путём прямого вмешательства в геном и улучшения наследственности, более эффективного и быстрого способа, чем старая техника отбора при посредстве браков.
Этот прометеевский вызов предвидело архаичное воображение европейского язычества, но встаёт серьёзная проблема, затрагивающая все чувствительные нервы монотеистического креационизма и антропоцентризма. Человек становится не только творцом самого себя, манипулирует сам собой, но и погружается во всё живое как «биологический объект». Налицо двойная революция, по течению и против течения: человек одновременно делает себя демиургом, соперником божества (вознесение) и живой материей, поддающейся моделированию (воплощение). Это одновременная смерть антропоцентризма и метафизического деизма. Евгеника шокирует прекраснодушных эгалитаристов: не будет ли это попыткой изготовить дьявольским способом «сверхчеловека»? Разумеется, будет! Главное — овладеть процессом, подчинить его политической воле и не дать возникнуть дикому рынку евгеники. Но запретить последнюю, как этого требует господствующая идеология, не удастся. Знаменитый британский физик Стивен Хокайнд заявил недавно, что биотехнологии позволят «создать расу господ» и «улучшить человеческое существо». С другой стороны, биотехнологии сделают возможным искусственное, внематочное и «инкубаторное» (т.е. без беременности) рождение человека путём выращивания генетического человеческого материала и культуру «в пробирке».
Этот процесс может стать оружием восстановления рождаемости в Европе, которой угрожает обезлюдивание...Разумеется, было бы гораздо предпочтительней достичь этого путём естественных рождений, но на безрыбье и рак рыба... Из двух зол выбирают меньшее. (См. «Археофутуризм», «Биополитика», «Наука и техника»).
Этот прометеевский вызов предвидело архаичное воображение европейского язычества, но встаёт серьёзная проблема, затрагивающая все чувствительные нервы монотеистического креационизма и антропоцентризма. Человек становится не только творцом самого себя, манипулирует сам собой, но и погружается во всё живое как «биологический объект». Налицо двойная революция, по течению и против течения: человек одновременно делает себя демиургом, соперником божества (вознесение) и живой материей, поддающейся моделированию (воплощение). Это одновременная смерть антропоцентризма и метафизического деизма. Евгеника шокирует прекраснодушных эгалитаристов: не будет ли это попыткой изготовить дьявольским способом «сверхчеловека»? Разумеется, будет! Главное — овладеть процессом, подчинить его политической воле и не дать возникнуть дикому рынку евгеники. Но запретить последнюю, как этого требует господствующая идеология, не удастся. Знаменитый британский физик Стивен Хокайнд заявил недавно, что биотехнологии позволят «создать расу господ» и «улучшить человеческое существо». С другой стороны, биотехнологии сделают возможным искусственное, внематочное и «инкубаторное» (т.е. без беременности) рождение человека путём выращивания генетического человеческого материала и культуру «в пробирке».
Этот процесс может стать оружием восстановления рождаемости в Европе, которой угрожает обезлюдивание...Разумеется, было бы гораздо предпочтительней достичь этого путём естественных рождений, но на безрыбье и рак рыба... Из двух зол выбирают меньшее. (См. «Археофутуризм», «Биополитика», «Наука и техника»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.