Этика политическая

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Этика политическая
специфическая дисциплина, сложившаяся в русле политической философии, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.

Источник: Политико-терминологический словарь

Политическая этика
Politische Ethik. Political ethics Отдельная политикофилософская дисциплина, которая изучает нормы и системы норм, а также правильное и обоснованное этическое поведение в политике. См.: Этика убеждения – Этика ответственности

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ЭТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
political atnics, от греч. ethika, от ethoe - обычай) -система знаний о нормах, правилах политического поведения и деятельности, являющаяся составной частью и этики, и политологии; нормативно-нравственный аспект политической культуры; нравственные качества личности политика и его интеллекта; культура, воспитанность, демократизм в поведении и т.д.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

ЭТИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
1) специфическая дисциплина, сложившаяся в рамках политической философии и изучающая влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику, а также обратное воздействие политики на мораль; 2) нормативная система, сложившаяся на базе нравственного осмысления людьми своих политических целей и ценностей; своеобразный синтез морального и политического сознания, форма внутреннего единства критериев нравственного выбора человека и его политического целеполагания (см. Мораль в политике).

Источник: Политология: Словарь-справочник

Этика политическая
одно из важных и постоянных начал политики, оценивающих ее цели, замыслы, методы функционирования власти, деятельность участников политического процесса. Этическое начало политики непосредственно связано с её моральными основаниями, но  не совпадает с ними. Их смешение нередко, но далеко не всегда, оправдано. Этическое и моральное содержание одной и той же политики могут не совпадать, а порой и прямо противоречим» друг другу. Сложностью и противоречиями отношений этики, морали и политики объясняется постоянный интерес исследователей - политологов и социологов к ним, как и противоречия сознания индивидуального и общественного, старающихся дать политике моральную и этическую оценку. Этика занимает одно из важнейших мест и в политическом, и в моральном сознании и поведении, в самой политической практике. При этом нравственность, моральность выступают как намерение, установка, ориентация, определяющие содержание политики, её цели и задачи, и как нравственный смысл, моральный модус политического действия, или облик политического лица (политического лидера или исполнителя политики), группы (политической партии, класса, ассоциации), института - учреждения, аппарата власти.
Таким образом, отношение морали и политики усложняется отношениями: политика - этика, политика - мораль. Отсюда разделение этики и морали, которое может показаться слишком радикальным, хотя при радикализме анализ проблем далеко не исчерпывается, требуются новые подходы. Нормативному нигилизму, эффективному двигателю рационализации мира, привнесенными науками Нового времени с их неспособностью обоснования универсальной связанности нравственных требований, Макс Вебер ищет альтернативу и противоядие к различении этики политической ответственности (у М. Шелера рассматриваются этика убеждения и этика успеха). Обе позиции являются идеально-типическими конструкциями. Они обозначают глубокое поле противоположностей, в границах которого М.Вебер в работах: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905) и «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919) формирует понятие протестантской этики. Убеждение и ответственность - принципы понимания политической деятельности, исключающей утопические и мистические представления о политике, ее целях и результатах деятельности. Принцип ответственности приписывает человеку авторство за политические изменения, которые он вносит в окружающий его мир. (См. работы Аристотеля (384 до н. э. - 322 до н. э.) - «Никомахова этика», «Эвдемова этика», знаменитая «Политика»,  «Афинская полития»).
Принцип убеждения предполагает умысел (намерение) в его внутреннем значении, из которого уже выводится действие. Оба принципа создают дополнительные возможности различения политического действия, а их изолированное рассмотрение ведет к чисто умозрительным конструкциям. Политическое действие непозволительно отделять от последствий, которые появляются как результат выбора целей и средств их достижения: действие осуществляется на основе этической ответственности. М.Вебер достаточно определенно интерпретирует политику в контексте государственности: «Специфическое средство легитимного властвования в чистом виде, в человеческих объединениях есть то, что обусловливает особенность этих этических проблем политики». Своеобразие М.Вебера отмечено этикой убеждения, готовой взять на себя тотальную ответственность за целостность будущего мира. Представитель нравственно-этических взглядов, следующий принципу убеждения, по М.Веберу - это космическо-этический рационалист. Он обосновывает поступки исходя из исключительной самоценности этического действия без учета характера применяемых средств и возможных последствий. Поэтому для действия. фиксируемого в понятиях этики убеждении, логически неизбежно состояние, призывающее к последовательному насилию. Для М.Вебера действие на основе этического убеждения есть прототип неполитического действия.
Этические начала политики и власти, предполагаемые их цели, смысл и формы политического действия, содержание политических идей, концепций и теорий могут состоять в стремлении совершить то или иное действие, либо в сознании и реализации того или иною долга, либо определения и обоснования какой-либо нормы (нормативной этики), её границы и пределы. Так, политика, направленная на стимулирование общественного развития, вдохновленная намерением преобразовать, перестроить экономику (этика индустриализации, например), пафосом свершения, волей ожидания, - лишь немногие из бесчисленных образцов интенциональной политической этики; её конкретные формы особенно многообразны, и потому возможна и этика первоначального накопления, и этика труда, и этика планирования. Этика долженствования может выражаться в форме этики ответственности, служения, примирения и ненасилия. Нормативная этика, определяющая границы должного политического поведения, утверждает политические ценности (свободы, равенства, богатства). Эти и им подобные виды этики формируются в соответствии с содержательной основой политической этики, ориентированной на решение каких-либо значимых политических задач. В рамках подобной этической канвы возможны индивидуальные и коллективные (массовые, групповые, классовые) проявления политической этики, иначе говоря, в зависимости от её носителей, различаются: этика индивидуализма, альтруистическая или эгоистическая этика, «протестантская этика» Вебера. (этика труда и свершений времен протестантской реформы).
Нельзя не отметить, что нравственная оценка той или иной этической формулы может быть непосредственно включена в неё, либо может подразумеваться: этика индустриального и постиндустриального развития (информационного общества с его новейшими нанотехнологиями), однако признание подобной ориентации далеко не всегда столь очевидно. Та же политика индустриализации, которая проводилась во многих странах, в том числе в СССР, но которая помогла государству создать достаточно надежную и оборонную промышленность (а без неё победа в Великой Отечественной войне, как уже отмечалось, была бы просто невозможной) - это. безусловно, отражение этической ориентации политики такого рода, и она может оставаться длительное время безупречной и совершенно необходимой в сознании современников, несмотря на тяжелые последствия индустриализации, которая в Советском Союзе проводилась в известной мере за счет сельского хозяйства и обеднения деревни.
Таким образом, этика политических результатов не может не оцениваться с точки зрения нравственности, их цены (применяемых средств и методов). Этические нравственные измерения политики дополняют друг друга и позволяют оценивать и её саму и её вторичные, побочные, и. может быть, непреднамеренные эффекты.
Политическая этика интеллектуальна и эмоциональна и нередко, весьма драматическим образом, формирует эмоциональную жизнь самой политики: искатели правды, «пророки», создатели политических проектов вступают в нее наряду с политиками, лидерами, политической элитой, вождями и сами обретают харизматические черты властителей дум и политических кумиров. Индивидуальная харизматическая этика сродни групповой этике убеждения, аргументирующей эти убеждения политической необходимостью. Содержание и этой необходимости, и такой политической этики весьма неоднозначно как неоднозначна и её мораль. Этический аргумент - один из самых сильных в процедуре легитимизации политики и власти, он обычно апеллирует к той или иной политической необходимости. Поэтому нравственная ценность этической аргументации политики всегда нуждается в проверке. Однако существует класс ее этических обоснований, ориентированных на нравственно безупречные начала. Такова этика политической общественности, индивидуальная или групповая: сознание ответственности, не подчиненной никакой внешней необходимости, но которая сама становится необходимостью для человека. Этика долженствования получает в политической этике ответственности наиболее полное воплощение, но даже эта, казалось бы, безупречная этика, может оказаться сомнительной, если, например, ответственность означает безупречное исполнение нравственно порочной политики, а сознание долга не включает его содержательных оценок. Моральное суждение о политике, в отличие от ее этических оценок, может быть более общим и спорным, как и сама политика. Дискуссии о намерениях, о смысле политики, её целях и задачах - обычное и характерное, практически функциональное явление. Существует, впрочем, и представление об этичности политического действия или помысла, более определенное и потому более близкое к нравственной оценке. Вместе с осознанием пределов дозволенного и соответствием моральному поступку политика, признающая обычаи, культурные нормы, этичность, носит явную нравственную характеристику.
Этические начала политики - её непременный атрибут, но их выражения непостоянны и временны. Вместе с изменениями политики изменяются и вдохновляющие её идеи, настроения и волевые импульсы. Этика политической стабильности может смениться этикой обновления, последняя, в свою очередь, характеризуется процессом разрушения всего, что было создано в стране за многие десятилетия, что привело, например, к ликвидации мощной сверхдержавы, во многом не уступавшей другой сверхдержаве - США, как это и случилось с Россией в 90-е. ельцинские годы. В эти «лихие девяностые», как иногда их называют современные апологеты ельцинизма, были нарушены абсолютные, фундаментальные принципы нравственности. Была возведена в ранг государственной политика амортизации, нравственного растления (в первую очередь) молодежи, культ насилия в средствах массовой информации, особенно в электронных СМИ. В итоге это вылилось в попытку «дебилизации» молодого поколения, постепенной американизации всех сфер общественной жизни, негативные последствия которой до конца не преодолены в первые десятилетия XXI века в Российской Федерации даже с помощью вертикали власти и демократизации общественной жизни.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF

Политическая этика, власть, право

Оболонский Александр Валентинович
Читать PDF

Этика власти в пространстве политической культуры

Рыбаков Андрей Вячеславович
Читать PDF

Этика политической коммуникации современного общества

Володина Л.В.
В работе исследуется нормативный аспект коммуникации в политической сфере жизни общества. Анализируется специфика политической коммуникации в аспекте системы ценностей принимаемой обществом.
Читать PDF

Этика политической ответственности в международных отношениях

Цвык Анатолий Владимирович
Статья посвящена нравственному фактору в международных отношениях. Автор рассматривает вопрос этической оценки ответственности акторов международных отношений в идеях ряда зарубежных и российских мыслителей XX и XXI вв.
Читать PDF

Этика политических институтов как составляющая политической этики

Карадже Татьяна Васильевна
В статье рассматриваются проблемы определения предметного поля политической этики, ее направлений, в т.ч. этики политических институтов.
Читать PDF

Политическая этика как основание новой мировоззренческой парадигмы

Сазонова Анна Александровна
В статье рассмотрена ключевая проблема политической этики: соотношение морали и политики в контексте концепции этики дискурса.
Читать PDF

Профессиональная этика политика: политические и нравственные аспекты

Семенова Р. У.
В статье рассматривается одна из важнейших и дискутируемых тем современной политической теории проблема профессиональной этики политика.
Читать PDF

Политический анализ: сущность, методология, структура, ценности и этика

Ирхин Ю. В.
В статье проанализирована сущность и методология политического анализа, показаны его виды, структура, алгоритмы. Рассмотрены ценности и этика политических и управленческих решений.
Читать PDF

Политическая этика как наука и учебная дисциплина: многообразие подходов

Широкова Марина Алексеевна
Введение политической этики в структуру вузовского политологического образования обусловлено процессами дифференциации современной политической науки.
Читать PDF

2006. 02. 003. Игнатьефф М. Меньшее из зол: политическая этика в эпоху террора. Ignatieff M. The les

Соломатина В. М.
Читать PDF

2000. 03. 021. Бакштановский В. И. , Согомонов Ю. В. , Чурилов В. А. Этика политического успеха/Тюм.

Летов О. В.
Читать PDF

Протестантская этика в социально-политическом контексте Украины: от Макса Вебера к украинским реалия

Константин Тетерятников
Статья посвящена теме протестантской трудовой этики в украинском социально-политическом контексте.
Читать PDF

99. 03. 006-013. Инженерная этика в России и США: история и социально-политический контекст. (сводны

Летов О. В.