Этические кодексы
Этические кодексы
неписаные базовые синкретические системы морально-нравственных, этических и правовых норм, регуляторы индивидуального и группового поведения, коммуникации и социализации, лежащие в основе этнич. идентификации народов Сев. Кав. (адыгагъэ - адыгство, ногхаллачеченность, намис - у карачаево-балкарцев и других тюркских народов и др.). Основаны на жестких императивах долженствования. В наиболее законченном виде сформулированы в традиционной адыгской культуре, оказали влияние на формирование этических кодексов других народов Ю.Р. В системе адыгских этических кодексов выделяют следующие основные императивы: человечность (включает в себя гостеприимство, уважение к старшим, чуткость, деликатность и т.п.); почтительность (воспитанность, скромность, хорошие манеры); разум (нравственно ориентированный ум, чувство меры, самокритичность); мужество (воинское благородство, храбрость, выдержка и упорство в достижении цели, справедливость и сострадание, стойкость и сдержанность в случае неудач); честь (неотделима от совести, стыда, самоконтроль за соблюдением моральных норм); культ добрых дел, не требующих благодарности, признания заслуг и наград. По мере соц. развития этические кодексы усложняются и иерархизируются. В период наездничества и формирования военной аристократии складывается уэркъ-хабзэ - рыцарско-дворянская этика - сверхжесткая нормативная система, основанная на указанных императивах, но конкретизированных к военнодружинному быту, носила сугубо корпоративный характер. Автономную субсистему составляли обычно-правовые нормы, включавшие в себя также моральные требования и элементы этикета. Социальные потрясения в XVIII в., Кавказская война и последующие события привели к кризису традиционных этических кодексов, но их элементы сохраняются в бытовой и обрядовой коммуникации.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.