ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Естественные права
права, полученные от Бога, основополагающие для всех людей и потому неотъемлемые.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Естественное право
нравственная система, на которую опирается или должно опираться право; совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

естественное право
Naturrecht. Natural law (лат. ius naturale – естественный закон). Философское понятие, обозначающее, что через созданное людьми право (т. н. позитивное право) образуется идеальная правовая система, основанная на природе человека и на природе вселенной (универсума и т. д.). Это «данное природой» (наивысшее, покоящееся на божественных установлениях и т. д.) право является универсальным (для людей и народов) и постоянным (в пространстве и времени) и в конечном итоге рассматривается как основа созданного человеком права. См.: Права человека – Право

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Естественное право
деление на естественное и положительное (государственное) право, впервые появляется в Древней Греции (в учении Аристотеля). Свое дальнейшее развитие оно получает в римском праве, в котором, однако его смысл теряет свою однозначность. В средние века естественное право сохраняет свое значение в качестве непосредственного мерила законности и справедливости конкретных законов. Расцвет теории естественного права приходится на XVII-XVIV века. Главные представители теории этого периода: Г.Гроций. Т.Гоббс. Дж.Локк, Б.Спиноза. Г.ВЛейбниц, Ж.-Ж.Руссо. Они рассматривают естественное право как политический и юридический идеал, как то право, которое следует оценивать применительно к конкретным ситуациям в политике, в государственной практике. В европейской науке теория и практика применения естественного права возрождается в учении неотомизма (Ж.Маритен. Дж.Финнис. И.Месснер), в немецкой послевоенной науке - политологи и социологи: конец 40-х - начало 60-х годов XX века, прежде всего, в трудах Р.Радбруха, Г.Райнера, Г.Роммсна, Л.Фуллера и Р.Дворкина.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

«ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»
концепция принадлежности человеку от его природы и природы общества совокупности всеобщих, универсальных, неотъемлемых и неизменных прав и свобод, не зависящих от характера и воли общества я государства, в которых он проживает.
Отдельные идеи Е.П. зародились и распространились еще в античном мире, особенно в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и др. Уже тогда Е.П. отделялось и даже противопоставлялось законам и др. установлениям конкретного государства. Но как целостная и развитая система взглядов теория Е.П. сложилась в XVII- XVIII вв. в ходе борьбы против сословных привилегий, за равноправие и свободу всех членов общества. Наиболее известными сторонниками концепции Е.П. были Г.Гроций, Ж-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Дж Локк, Т.Гоббс, Д.Дидро, А.Н.Радищев и др. И хотя их трактовка Е.П. далеко не во всем совпадала, эта концепция обычно использовалась в качестве критерия оценки существующего законодательства в различных странах, для определения путей его совершенствования. Идеи Е.П. нашли свое отражение в Декларации независимости США (1776) и Конституции США (1787), поправках к ней в виде «Билля о правах» (1789), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789) и во Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г. Многие положения последнего документа восприняты и Конституцией РФ 1993 г.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

Естественное право
понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права получила развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение естественное право приобрело в 17-18 вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, А. Н. Радищева и др. Первоначально под Е.п. понимал ось высшее божественное установление, выступающее регулятором как человеческого поведения, так и правовых норм государства. Позднее "основной закон." Е.п. приобрел вид формулы: не делай другому того, чего не пожелаешь себе. В Новое время происходит разделение всего права на естественное ("предписание здравого разума") и волеустановленное (Г. Гроций). Тогда же появляется понятие индивидуального Е.п., под которым понимается право самосохранения, сохранения достоинства и чести, право на труд и его результаты и т.д. Идеи Е.п. использовались для критики средневековых порядков, которые обозначались как не совместимые с Е.п. Как нормативный критерий Е.п. присутствовало во многих теориях - домарксовом социализме, немецкой классической философии, неокантианстве и т.д.), в важнейших политических документах - в американской Декларации независимости (1776), французской Декларации прав человека и гражданина (1789) и др.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА
(natural rights) Права (rights), которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов. Естественные права, таким образом, принадлежат индивидам вне зависимости от времени и места. Их нужно отличать от позитивных прав, которыми наделяет или которые гарантирует конкретная правовая система. Естественные права высмеивались (см.: Bentham – Брентхэм) на том основании, что бессмысленно говорить о правах, если нет возможности ими воспользоваться, т.к. воспользоваться можно лишь тогда, когда существует правовая система, способная добиваться этой возможности, в т.ч. и с помощью принуждения. Более того, даже среди тех, кто признает естественные права, нет единства в отношении их содержания. Естественные права рассматривались как Божий дар, как "поправки" к обязанностям человека, возложенным Богом, как составные части, независимые от человеческой природы и разума. Различают права: естественные, моральные и юридические. Естественные права считаются универсальными и таким образом служат путеводителем к содержанию любой правовой системы. Моральные – не являются универсальными и должны признаваться конкретной правовой системой при существующих обстоятельствах. Юридические – признаются позитивным правом. Классификация прав отчасти зависит от понимания их цели и последствий применения.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
(natural law) Правила поведения, определяемые соображениями человеческой природы, естественными условиями существования человека или потребностями человеческого процветания. "Природа" в истории идей имеет много значений. Пять из них (взаимопересекающихся) особенно важны в нашем контексте: 1) то, что необходимо для развития и для достижения целей; 2) то, что является всеобщим для людей или для позитивной системы законов; 3) то, что представляли собой первоначальные условия существования человека; 4) то, каким могло быть существование, если бы не произошли определенные некоторые события или не возникли такие институты, как частная собственность или правительство; 5) то, что Бог замыслил для человека, и то, что требуется от человека. Применение естественного права проблематично: оно ассоциируется с Божьей волей, а его санкции могут приписываться иному миру. В секулярной версии, согласно которой естественное право есть рациональное обязательное, пользоваться им могут все индивиды, а потребность в этом праве приводится как доказательство необходимости правительственных органов. Естественное право, таким образом, фигурирует в качестве разъяснения позитивного права и является критическим путеводителем к своему собственному содержанию. Указывая на всеобщие стандарты, оно дает образец более высокого права, чем конкретные правовые системы, и содержит внешний стандарт, на основе которого можно судить о них. Либерализм (liberalism), в частности, сложился на основе традиции естественного права, наиболее подробно рассмотренной в трудах Гроция (Grotius), Самуэля Пуфендорфа (Pufendorf), Барбейрака, Джона Локка (Locke) и Адама Смита (Smith). Современная политическая философия, исследующая политические последствия условий человеческого бытия, может отвергать некоторые понятия "естества", но едва ли ей удастся избежать некоторых, даже самых гибких описаний, материальных условий политической жизни. См. также: perfectionism (перфекционизм).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
ключевое понятие одной из старейших доктрин (теория естественного права) в истории философско-политической и правовой мысли, согласно которой правовые нормы, принципы и ценности обусловлены естественной природой человека и тем самым независимы от конкретных общественных условий и государства. Начало теоретическому обоснованию идеи естественного права положено античными философами. Наиболее плодотворным периодом развития естественного права считается эпоха Просвещения, когда такими философами, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Пуффендорф, Томазий, Х. Вольф, Кант была создана научная школа естественного права, которая заняла доминирующее положение в гуманитарной науке того времени.
В XVII–XVIII в. естественное право становится ведущей дисциплиной университетского образования (в том числе, со второй половины XVIII в. и в России), особенно в подготовке юристов и философов. В этот период естественное право рассматривается не только как эталон права, но как безусловный правовой императив, в соответствии с которым все не соответствующее ему должно быть немедленно устранено. В конце XVIII в. революционный потенциал естественного права активно используется и в политических целях, в частности, в идеологическом и политическом обосновании необходимости свержения абсолютистских режимов. Поэтому закономерно, что идеи естественного права в своем буквальном выражении вошли в текст французской Декларации права и свобод человека и гражданина 1789 г., где в статье 2 зафиксировано положение о необходимости обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Идеи естественного права нашли свое отражение и в основных положениях первых номинальных конституций США (1787) и Франции (1791), которые имели явно выраженный антиабсолютистский характер. Самым важным концептом естественного права является взаимосвязь и взаимодополняемость «прав и свобод личности», с одной стороны, «правами народа» или «народным суверенитетом» с другой. Степенью радикализации данного концепта во многом определялась теоретическая и практическая база конституционных и политикоправовых теорий и проектов.
В XIX в. в связи с новыми социальными условиями и распространением в науке идей эволюционизма и детерминизма, позиции теории естественного права заметно ослабевают, хотя приверженцы этой теории остаются, а некоторые из них даже выступают за «возрождение естественного права» в новых условиях. В противовес естественному праву выступила набирающая силу «историческая школа права», доктрина которой базировалась исключительно на позитивном праве, т.е. на праве, установленном действующим законом.
Однако в XX в. начало формироваться научное направление, обосновывающее необходимость «возрождения» естественного права. Важнейшей причиной такого «возрождения» стала реакция на тоталитарные режимы, где подавлялась свобода человеческой личности, а также на ситуацию общей переоценки и переосмысления в новых исторических условиях таких базовых вопросов социального развития, как связь национального и глобального уровней социума, взаимоотношение государства и гражданского общества, гражданина и государственных институтов и т.д. Не последнюю роль для возрождения идей естественного права играет понимание способности современного человека (и прежде всего, его научного и технологического потенциала) прямо влиять (чаще всего в негативном аспекте) на развитие социальных и природных процессов.
Е.Н. Мощелков

Источник: Политический словарь нашего времени.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.63 кб

Естественное право и феминизм

Казанов Хамзет Мосович, Безрукова Анжела Аслановна, Болокова Мариэтта Аскарбиевна, Каратабан Ирина Асфаровна
В статье рассмотрены теоретические аспекты социокультурных трансформаций общества, их влияние на идеологию феминистского движения, анализ некоторых аспектов его современного состояния.
Читать PDF
233.28 кб

Естественное право Файерабенда. Введение

Кант И.
Читать PDF
212.86 кб

Естественное право Файерабенда. Введение

Кант И.
Читать PDF
460.46 кб

Естественно-правовое мировоззрение: вчера, сегодня, завтра

Зарубина О. А.
Читать PDF
144.28 кб

Естественно-правовая теория и религия. Исторический аспект

Кузнецов Е. В., Минеева Т. Г.
На основе работ известных ученых и философов исследуется историческое развитие естественноправовой теории в ее взаимосвязи с религией.
Читать PDF
620.37 кб

«я есть естественное право»: критика интеллектуальной ловушки

Мелкевик Бъярн
В понимании естественного права прослеживается дихотомия «объективистского» и «субъективистского» подходов. В статье она рассматривается в контексте размышлений о «естественных правах» североамериканских индейцев.
Читать PDF
209.05 кб

Естественно-правовые идеи Т. Гоббса и Б. Спинозы: проблемы соотношения

Субботин Ю. В.
Читать PDF
159.28 кб

Естественное право и принцип личности в философской мысли П. И. Новгородцева

Зелинский Валерий Евгеньевич
В статье доказывается взаимосвязь естественно-правовой теории и принципа личности, который в философии П. И.
Читать PDF
137.10 кб

Генезис понятия «Естественное право» в контексте гуманистического образования

Польщикова Людмила Александровна
Исследуется естественное право как постоянно развивающееся идеальное сознание о праве, возникающее из жизненных потребностей и содействующее их дальнейшему росту.
Читать PDF
241.23 кб

Естественные права, естественное право и творческое наследие русского космизма

Синченко Г. Ч., Николаенко Н. М.
Автор анализирует в статье историческое развитие естественного права.
Читать PDF
77.63 кб

Особенности естественно-правовой теории Т. Гоббса в контексте метафизики человека

Горяинов О. В.
Читать PDF
343.70 кб

Русская система и задачи по восстановлению ее природных и естественно-правовых оснований

Ракитская И. Ф.
в статье освещаются задачи, встающие перед отечественной политико-правовой наукой в области такой фундаментальной проблематики, как русская самоидентификация.
Читать PDF
206.86 кб

ИСТОКИ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ИДЕЯХ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ СОФИСТОВ: ПРОТАГОР И АНТИФОН

Баженова Елена Альбертовна
Протагор и Антифон первые известные нам авторы, предложившие свой взгляд на соотношение природы человека, с одной стороны, и требований закона и позитивной морали с другой.
Читать PDF
115.21 кб

Проблема взаимосвязи права и нравственности на примере естественно-правовой теории В. С. Соловьёва

Северин Алексей Вадимович
В статье говорится о взаимосвязи права и нравственности, о роли правосознания в процессе построения правового государства, проводится анализ естественно-правовой теории В.С.
Читать PDF
163.47 кб

Идеи естественного права как гуманистический ориентир в правовом воспитании детей старшего дошкольно

Польщикова Людмила Александровна
Рассматривается естественное право как критерий справедливости в этике, законодательстве с античных времен и до современности.

Похожие термины:

  • Естественное правосознание

    термин, введенный в политическую и социологическую науку русским теоретиком права Иваном Александровичем Ильиным (1883-1954), который предпринял глубокий теоретический анализ истоков и сущности нра
  • ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА в Германии

    направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), Х.Томазия (1655-1728), Х.Вольфа (1679-1754) и др. В оценке государства исходили из его определения как продукт