ЭСКАПИЗМ

Найдено 1 определение
ЭСКАПИЗМ
от англ. escape — бегство, побег; уход от действительности) — социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от общепринятых стандартов общественной жизни.
В основе эскапизма лежит сомнение в целесообразности и, как следствие, попытка критического переосмысления общепринятых норм, заключенных в тех или иных общественных представлениях.
Необходимым условием зарождения эскапизма является высокий уровень общественного развития, при котором асоциализация уже не ведет к неизбежной гибели, как в доисторические времена, когда частым наказанием за тяжкие преступления служили остракизм и изгнание из общества.
Хрестоматийными примерами эскапизма служат биографии древнегреческих философов Гераклита (ок. 540–480 до н.э), Диогена (ок. 412–323 до н. э.), Эпикура (342–270 до н. э.) и др. Гераклит в презрении к жителям Эфеса покинул город и жил в горах, кормясь травами. Диоген жил среди людей, однако всячески демонстрировал независимость от жизненных благ — ночевал в бочке, не имел собственности. Эпикур создал целую школу на основе идеи стремления к чувственным удовольствием и отказа от страданий, в т. ч. вызываемых трудом. Некоторые идеи Эпикура об умеренности и гармонии созвучны доктрине Лао-цзы, основоположника даосизма с его принципом «недеяния».
Склонность к эскапизму нередко была присуща даже правителям государств. Римский император Диоклетиан (284–305), оставив Рим, переселился в Сплит (совр. Хорватия) и занялся философией и огородничеством. Когда империя под управлением цезаря Дазы начала разваливаться, римляне стали умолять Диоклетиана вернуться. Свой отказ бывший тиран объяснял… успехами в выращивании капусты.
На протяжении веков эскапизм имел негативную коннотацию в общественном сознании, расцениваясь как малодушный побег от действительности. Характерно, что греческое слово «идиот» изначально означало индивида, не принимающего участия в общественной жизни. Однако развитие эскапистских по сути монотеистических религий (христианство, буддизм), привело к тому, что эскапизм, по крайней мере, в форме отказа от мирской жизни, стал массовым и даже приемлемым явлением. Монашество не только принимается, но и считается привилегированной формой спасения.
Различные еретические секты в Средние века целиком предавались эскапизму, т. е. жизни по своим, отличным от всех, законам (ходили голыми, не имели собственности и проч.).
Мощным движением такого рода было движение гуситов, табаритов и адомитов в Богемии, отсюда позже название для эскапистов — «богема».
Новый эволюционный импульс эскапизм получил уже в XX в., благодаря бурному развитию промышленности, которое, с одной стороны, привело к резкому обогащению общества, с другой — содействовало возникновению новых форм и возможностей эскапизма, от самых радикальных, таких как психотропные вещества, алкоголь, до самых безобидных, к числу которых можно отнести всевозможные хобби.
В начале XX в. «богемную жизнь» во Франции пропагандировало целое поколение будущих великих художников, режиссеров, музыкантов, философов, поэтов. Мощнейшим эскапистским движением было движение хиппи, использовавшее в качестве способов бегства от реальности легкие наркотики и жизнь общинами в гетто и пригородах. Стремительное распространение алкоголизма, уход в многодневные запои, отказ от социально приемлемых норм существования в СССР также можно назвать видом эскапизма. Отдельного внимания заслуживают т. н. «виртуальные реальности», возникшие изначально в виде фантазийных бытописаний выдуманных государств, с придуманными народами и их историческими хронологиями. Автор «Властелина Колец» Дж. Толкиен называл себя первым эскапистом.
К концу XX в. эскапизм нашел наибольшее распространение уже в виде компьютерных игр, позволяющих быть не только наблюдателем или персонажем, но и создателем того или иного мира. Своеобразным эскапизмом является и присоединение к сетевым сообществам — своего рода «племенам», субкультурам с узкой идентичностью, живущим по своим правилам.
Еще одно яркое проявление эскапизма в наши дни — дауншифтинг (от англ. downshifting, «движение вниз»), при котором человек отказывается от высокооплачиваемой, но отбирающей все свободное время работы в пользу более спокойной, хотя и менее оплачиваемой.
В СССР выросло целое поколение «дворников и сторожей» — богемной культурной элиты, пассивно протестующей против стандартов социализма. Аналогично в США заговорили о поколении «иксеров», бродяг, рассказывающих друг другу истории, выбирающих для своего времяпровождения тихие курортные городки.
В 1950–60-е гг. некоторые западные ученые и политики, в частности советник президента Дж. Кеннеди А. Шлезингер-мл., предрекали наступление «эры праздности», объясняя это тем, что для поддержания достаточного уровня жизни требуется все меньше усилий. Однако развитие общества потребления диктовало все новые жизненные стандарты, и в своей массе западные потребители стали работать только больше. И дауншифтинг как отказ от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня и стиля жизни, навязываемых рекламой и СМИ, не смог стать по-настоящему массовым явлением.
Распространенной формой дауншифтинга является географический эскапизм, предполагающий переселение в экономически неразвитые страны (например, Индию), позволяющий существовать на небольшой по западным меркам доход.
В современной России эскапизм также принимает форму уходов в леса христианскими или сектантскими общинами. С. Горфинкель в книге «Все под контролем» видит источник эскапизма в стремлении сохранить свое личное пространство, в бегстве от навязчивой рекламы, от тотальных маркетинговых стратегий ТНК, которые преследуют потребителя, и требует законодательного урегулирования вопросов вмешательства в частную жизнь.
Сами эскаписты зачастую рассматривают себя как альтернативу глобализации. Но существует точка зрения, что эскапизм в любой форме — это бегство от свободы, желание отдать другому ответственность за принятие решений.
Возможно, эскапизм — это не альтернатива глобализации как тотальному контролю, а, наоборот, основа для тоталитаризма, который, используя пассивность эскапистов, может делать все что угодно.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
17.47 мб

Эскапизм: предпосылки феномена и определение понятия

Индриков А.В.
Читать PDF
265.24 кб

Эскапизм как средство самоидентификации и идентичности личности в контексте философской антропологии

И.Г. Колесникова
Статья посвящена определению понятия эскапизма. При этом автором рассматриваются различные точки зрения на данный феномен. Явление эскапизма анализируется в контексте различных философских школ и направлений.
Читать PDF
206.83 кб

Эскапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности

Шапинская Екатерина Николаевна
В статье рассмотрены особенности эскапизма в пространстве Интернета. Ставятся три основные проблемы: что представляет собой киберпространство, чем оно привлекательно для человека и какие опасности оно в себе таит.
Читать PDF
1.77 мб

Эскапизм: причины, функции и границы

Белов В.И.
Рассматриваются причины и функции эскапизма. Намечаются границы эскапизма, как категории гуманитаристики. Предлагается понятия эскапизма, как явления культуры.
Читать PDF
677.82 кб

Эскапизм в пространстве массовой культуры

Шапинская Екатерина Николаевна
Массовая культура рассматривается как пространство реализации различных форм эскапизма, который понимается как результат стремления человека освободиться от рутинного повседневного существования.
Читать PDF
396.36 кб

Эстетический эскапизм школьника как актуальная проблема современного образования

Суворова Ирина Михаиловна
Актуальность решения проблемы эстетического эскапизма (эмоционального ухода в виртуальный мир иллюзий) современного ученика продиктована необходимостью преодоления отчуждения и эмоциональной глухоты ребенка.
Читать PDF
156.07 кб

ЭСКАПИЗМ "ХОРОШИЙ" И ЭСКАПИЗМ "ПЛОХОЙ": ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВЕРИФИКАЦИИ МОДЕЛИ

Беловол Елена Владимировна, Кардапольцева Анастасия Александровна
В статье рассматривается эскапизм как явление современного мира и как феномен современной науки.
Читать PDF
188.70 кб

Эскапизм – отклонение в социализации молодежи

Нятина Наталья Владимировна
В статье рассматриваются основные социологические подходы к явлению эскапизма. Показана взаимосвязь эскапизма с процессами маргинализации общества. Приводятся противоречивые особенности процесса социализации молодого поколения.
Читать PDF
409.67 кб

Социальный эскапизм современной российской городской молодёжи: факторы, практики, следствия

Окладникова Е.А.
Практики социального эскапизма, то есть ухода городской молодёжи от реальности в неодобряемые обществом сферы деятельности, являются показателем социальных проблем в современном российском обществе.
Читать PDF
192.38 кб

Эскапизм в цифровом социуме: от хикикомори до «групп смерти»

Л. В. Баева
Бытие человека в условиях электронной культуры вызывает смещение определяющих сфер его существования (коммуникации, творчества, образования, досуга, искусства), формирует комплекс новых проблем, как в ценностном, этическом, так и
Читать PDF
366.78 кб

Эскапизм как следствие физических ограничений человека

Башарова Елизавета Анатольевна
В статье рассматривается эскапизм как бегство от физических ограничений, таких как смерть, законы природы.
Читать PDF
492.34 кб

Эскапизм как одно из проявлений экзистенциальности человека

Сиверцев Евгений Юрьевич
В статье речь идёт об открытом теоретиками литературы феномене эскапизма.
Читать PDF
6.01 мб

Философский базис эскапизма и социального протеста мо-лодежных субкультур

Касьянова Е. В.
Читать PDF
343.46 кб

Практики праздности, недеяния и эскапизма в молодежных сообществах ХХ В. Как стратегии элитизации ли

Петров В. Е.
Рассматриваются практики праздности и недеяния, которые оказались характерными для молодежных сообществ Запада второй половины XX века.
Читать PDF
326.90 кб

Идеалы эскапизма и гедонизма в XXI веке: возрождение этики удовольствия

Касьянова Екатерина Викторовна
Статья рассказывает об этической системе, укоренившейся в массовой культуре, контуркультуре, молодежных субкультурах, и отмечает такие черты этой системы, как эскапизм, гедонизм.