ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА"
совокупная энергетическая мощь России, включающая запасы и объемы добычи нефти и газа.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЕРХДЕРЖАВА
государство, обладающее большими разведанными запасами энергоносителей — нефти, природного газа, угля, урана, являющееся их крупнейшим экспортером и имеющее возможность влиять как на ценообразование на мировом рынке энергоносителей, так и на международную политику в целом.
Необходимым условием становления страны в качестве энергетической сверхдержавы является ее реальные суверенитет и внутренняя политическая стабильность. В противном случае, как, например, в Нигерии, страна теряет способность контролировать свою добывающую промышленность и экспорт.
Во все времена проблемы энергоресурсов в значительной мере определяли и внешнюю, и внутреннюю политику государств, способствовали возвышению и процветанию некогда периферийных народов, ранее не избалованных вниманием истории, и обрекали на гибель целые империи. Яркий пример, страны Ближнего Востока, приобретшие после открытия на их территориях нефтеносных месторождений огромный вес на международной арене.
Другой пример беспрецедентного влияния проблемы энергоресурсов на политику — глобальный энергетический кризис, вызванный арабоизраильской войной 1973 г. Рост цен на нефть и газ позволил СССР укрепить статус второй сверхдержавы. Последовавшее за объявлением осенью 1985 г. министром нефти Саудовской Аравии об увеличении добычи сырья падение цен на энергоносители в 2–3 раза, напротив, стало роковым для нашей страны. Вслед за ценами обвалилась вся советская экономика, что впоследствии послужило одной из причин развала Советского Союза.
Наличие или отсутствие у той или иной страны статуса энергетической сверхдержавы определяет политику, которую проводят по отношению к ней другие страны. Так, в свое время США вполне индифферентно отнеслись к разработке ядерного оружия Пакистаном, однако заняли непримиримую позицию, когда другая исламская республика — Иран — только намекнула, и то не впрямую, на такую возможность. Дело в том, что недра Пакистана пусты, а Иран — вторая в мире после России страна по запасам газа.
Крупнейшими энергетическими сверхдержавами являются Россия, занимающая 1-е место в мире по добыче нефти и природного газа и 2-е — по запасам угля, и Саудовская Аравия — второй в мире экспортер нефти, располагающий крупнейшими запасами этого сырья. К энергетическим сверхдержавам можно отнести страны, входящие вместе с Саудовской Аравией в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) — Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран и Венесуэлу, а также Канаду, являющуюся мировым лидером по добыче урана.
23 декабря 2005 г. на заседании Совета Безопасности РФ В. Путин заявил, что Россия должна стать лидером в мировой энергетике и «законодателем мод» в новых технологиях. В свою очередь энергетика станет локомотивом, который потянет за собой всю экономику нашей страны. «Энергетика является важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса, — сказал В. Путин. — Это значит, что она прямо влияет на благополучие миллиардов жителей планеты. По сути своей устойчивое энергоснабжение — одно из условий международной стабильности в целом. Сбалансированное и равномерное обеспечение энергией — это, без сомнения, один из факторов глобальной безопасности. И мы обязаны оставить нашим потомкам такую архитектуру мировой энергетики, которая сбережет их от конфликтов».
По словам В. Путина, для достижения лидерства в мировой энергетике недостаточно наращивать объемы производства и экспорта энергоресурсов. Лидерство в мировой энергетике означает первые в мире позиции в экспорте продуктов переработки энергетических ресурсов, а также строительстве и модернизации энергетических объектов за рубежом. Это значит задавать тон в развитии экологически безопасной ядерной энергетики, энергосберегающих технологий и глубокой переработки сырья.
Такой вызов, по мнению В. Путина, наша страна, ее топливно-энергетический комплекс и отечественная наука принять готовы: «У нас есть для этого и естественные конкурентные преимущества, и природные, и технологические возможности».
По прогнозам специалистов, мировое энергопотребление может возрасти за ближайшие 20 лет почти наполовину. И занятие лидирующего положения на этом рынке для России задача, безусловно, важнейшая. В преддверье Санкт-Петербургского саммита «Большой восьмерки» 2006 г. на Россию со стороны Евросоюза обрушились обвинения в «энергетическом диктате». Подобная реакция Запада на то, что Россия из страны, ответственной за эксплуатацию трубы, превращается в законодателя мирового энергетического порядка, вполне объяснима.
В начале 1990-х гг., когда в стране царила анархия и практически отсутствовала самостоятельная внешняя политика, нам фактически навязали т. н. «Энергетическую хартию», подписанную Б. Ельциным в 1994 г., но до сих пор не ратифицировали. Этот документ, подготовленный западными государствами, не учитывал интересы России при транспортировке нефти через проливы, предусматривал возможность использования российского трубопровода третьими странами, что привело бы к потере экономической самостоятельности России и вызвало бы многократное повышение цен на топливо внутри государства.
Западные страны требуют от России ратификации хартии, однако Россия занимает в этом отношении жесткую позицию, желая самостоятельно распоряжаться своим стратегическим ресурсом — газом и газотранспортной системой. Вместе с тем, к пресловутому, перманентно пугающему западников «энергетическому диктату» наша страна отнюдь не стремится. На Санкт-Петербургском саммите «Восьмерки» Россия выразила готовность к сотрудничеству со странами Запада по разработке новых месторождений на своей территории при условии участия в развитии газораспределительный сети на территории Европы. Такая взаимозависимость создаст гарантии доверия и стабилизирует рынок энергоресурсов.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено книг по теме — 1