ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Энергетическая безопасность
защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри- и внешнеполитических факторов.
Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.
Энергетическая безопасность
состояние защищенности граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз надеж ному и бесперебойному топливо и энергоснабжению, которое позволяет поддерживать необходимый уровень национальной и экономической безопасности. Энергетическая безопасность может иметь краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные аспекты. Для разных стран это понятие может различаться. В частности, для большинства промышленно развитых стран, в энергоснабжении которых большая часть принадлежит им портным энергетическим ресурсам, энергетическая безопасность в первую очередь связана с обеспечением бесперебойных долгосрочных поставок энергетических ресурсов из внешних источников на приемлемых экономических условиях. Поэтому в этих странах особое внимание обращается на обеспечение безопасности поставок нефти и газа, в первую очередь на предотвращение или уменьшение политических, экономических, технических и других рисков, которые могут отразиться на поставках энергетических ресурсов.
Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОСУЩЕСТВЛЯЯ ПРОДАЖУ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ на внешние рынки, Россия жестко придерживается принципов энергетической безопасности. Россия выполняет все взятые на себя обязательства по поставке продукции и стремится минимизировать транзитные издержки. Примером такой политики является строительство СевероЕвропейского газопровода, который позволит экспортировать газ непосредственно в Германию, минуя «транзитные государства». Функционирование СевероЕвропейского газопровода, очевидно, позволит снизить цену на природный газ в Германии.
К сожалению, «транзитные государства» и геополитические конкуренты России используют тему энергетической безопасности для внешнеэкономического и внешнеполитического шантажа России. Они выдвигают необоснованные обвинения в том, что Россия якобы использует свое преимущественное положение на рынке нефти и газа как орудие, с помощью которого принуждает другие страны к подчинению своей внешней политике. Раздаются даже требования принудить Россию обеспечить «равный доступ» всех желающих к своим месторождениям и осуществлять за таким доступом международный контроль – что равносильно потере Россией своего суверенитета.
Все подобные обвинения и требования – не более чем средство давления на политику России. Между тем нападки полностью противоречат действительности. Именно Россия была инициатором постановки вопроса об энергетической безопасности. Россия всегда твердо выполняла свои обязательства перед международными партнерами. При этом транзитные государства нередко ставили под угрозу энергетическую безопасность Европы, осуществляя несанкционированный отбор газа из трубопроводов. Поэтому здесь очевидно, что некоторые партнеры России пытаются «переложить проблему с больной головы на здоровую».
Россия не будет поддаваться экономическому и политическому шантажу и будет проводить независимую внешнюю политику во всех областях, включая и вопросы торговли энергоносителями. Россия под руководством Владимира Путина будет твердо сохранять свой суверенитет, в том числе и в области энергетики.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние энергетической системы страны, гарантирующее обеспечение потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в условиях нормального функционирования и при чрезвычайных обстоятельствах, включая нарушение стабильного топливо- и энергоснабжения. Э. б. — одна из важнейших составляющих национальной безопасности России. Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости; способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса; устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов. Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности России являются: гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера; контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность государства; восполняемость исчерпаемых ресурсов топлива (темпы потребления этих ресурсов должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии); диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя); учет требований экологической безопасности (развитие энергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды); предотвращение нерационального использования энергоресурсов; создание экономических условий (прежде всего, за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки и рационализацию структуры экспорта; максимально возможное использование во всех технологических процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования.
Источник: Геокультурная энциклопедия