ЭЛИТИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Элитизм
принцип, согласно которому у власти должна быть элита (меньшинство), или же практическое применение этого принципа.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

ЭЛИТИЗМ
(?litism) 1. Убежденность в том, что управление всегда и повсюду должно быть прерогативой представителей элит. Подобная идея редко оформляется в виде детализированной доктрины, чаще выдвигается как оценочное суждение или точка зрения, основанные на более глубоких аргументах политических философов, содержащихся, например, в "Республике" Платона (Plato). 2. Убежденность в том, что управление на практике является достоянием элит, что, согласно афоризму Юма (Hume), "Долженствование подразумевает возможность", нет смысла говорить о контроле над правительством со стороны народа, если на практике народ не может этого сделать, и что нам лучше принять то, на что мы обречены в любом случае. Чаще всего эти взгляды ассоциируются с именами Гаэтано Моска, Вильфреда Парето (Pareto) (начало ХХ в.) и Йозефа Шумпетера (Schumpeter) (середина ХХ в.). Их работы носят оттенок "элитизма", поскольку всячески оправдывают нахождение "во власти" в демократических государствах представителей элит, подтверждая свои доводы аргументами нормативного свойства. Вместе с тем их первоначальная аргументация не подразумевала нежелательности демократического контроля над правительством, если бы его каким-то образом удалось достичь. 3. Убежденность в том, что управление на практике является достоянием элит, что такое положение поддерживается идеями Платона и Шумпетера, но оно нежелательно, поскольку фактически выливается в правление во имя закрепленных законом имущественных прав. См. также: власть в общине.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЭЛИТИЗМ
от лат. eligere и франц. elite — лучшее, отборное, избранное) — совокупность социально-политических концепций, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры являются высшие, привилегированные слои, правящее меньшинство, обладающее «монополией на власть, на принятие решений относительно содержания и распределения основных ценностей в обществе» (К. Мангейм). Начиная с XVI I в. термин «элита» употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для именования «избранных людей», прежде всего — высшей знати. Прообразом элитистских теорий можно назвать представления античных философов и юристов об аристократии как правлении лучших. Возникновение самого Э. связывают с именем Н. Макиавелли, выделявшим два вида элит: «львов» (сторонников насильственных мер) и «лис» (предпочитающих гибкие методы). Как определенная система взглядов Э. оформляется в начале XX в. в работах В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса. Они попытались вычленить и систематизировать вопросы, касающиеся роли правящей верхушки в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования. Центральным постулатом Э. является положение о том, что общества всех типов по своей внутренней структуре делятся на два класса: немногих, кто правит («правящая элита», «правящий класс», «политический класс», «истэблишмент») и многих, кем правят («толпа», «масса», «народ»). Ряд западных политологов в состав элиты включают властно-политические группы. Иная позиция у тех ученых, кто связывает элиту с продуктивностью, квалификацией, образованием, престижем и т. п. (в частности, М. Янгу и Д. Беллу принадлежит теория «элиты заслуг» (или «меритократии»). Если первое понятие связано с концепцией «политического класса» Г. Моски, то второе — с трактовкой В. Парето элиты как наиболее продуктивных членов данного общества. В западной политологии преобладает понимание элиты как группы, принимающей политические решения. По мнению сторонников Э., правящая элита господствует над обществом при любом политическом режиме и при любой идеологии. Будучи органическим порождением человеческого общежития, элита приобретает такие качества как групповое сознание, корпоративная связь, общая воля к действию. Элита — это не просто совокупность высокопоставленных лиц, но и органическое единство, связанное корпоративным духом. Она сомодовлеюща. Доступ в нее возможен лишь на условиях, диктуемых самой элитой. Жизнеспособность элиты определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав. С точки зрения В. Парето, для сохранения социального равновесия требуется «циркуляция элит». Такая циркуляция должна быть скорее медленной продолжительной ассимиляцией, чем быстрым и радикальным изменением. В последние десятилетия развитие Э. происходит в рамках теории «демократического господства элит», неоэлитизма и леворадикальной концепции «правящего класса» («критическая теория элиты»). В настоящее время наиболее распространенной на Западе является теория «демократического господства элит» (Дж. Шумпетер, Г. Лассуэлл, П. Бахрах). Ее содержание можно свести к нескольким положениям: 1. В условиях усложнения управления обществом роль элитарных групп, компетентных в деле управления, существенно возрастает. 2. «Обычный люд» по своей сути не приспособлен к тому, чтобы воздействовать на процесс управления; по мнению Г. Кене, «масса никогда не определяет власть. В крайнем случае она применяет насилие. Масса — это не мотор, а в лучшем случае — колесо». 3. Отрицание равенства (вообще и а политике, в частности). 4. Смена элит есть производное от смены ценностных критериев общества. Сторонники «демократического господства элит» говорят о множественности элит, но среди них выделяют «стратегические элиты», которые имеют «всеобщее и долгосрочное общественное влияние». Неоэлитисты (Т. Дай, X. Зиглер) в своем анализе исходят из понятия «правящая элита». По их мнению, «элиты должны мудро править, чтобы правление народа выжило»; на примере США неоэлитисты доказывают, что правящая элита более последовательна, рациональна и активна в осуществлении идеалов демократии, чем широкие массы населения. Сторонники «критической теории элиты» (Р. Миллс, Р. Янг, А. Вольф) считают, что захват «правящим классом» контроля над важнейшими областями жизни является главной причиной упадка демократии. Анализ состава и механизмов самовоспроизводства элиты в СССР представлен в работах Р. Такера, А. Авторханова, Р. Медведева, М. Восленского. Для обозначения элитарных групп советского общества с конца 20-х гг. использовался термин «номенклатура». Номенклатура воспроизводила себя не через особое экономическое отношение к средствам производства, а через монопольное положение в системе власти, через свою «собственность на государство». Черты номенклатурной системы: личная преданность и политическая лояльность как главные критерии отбора; протекция и семейственность как главный его метод; фактическая неподсудность; «ротирование», наследственное право на вхождение в номенклатуру; неподотчетность высших перед низшими; внутрикорпоративное деление не по профессиональной специализации, а по уровням руководства; все большая замкнутость этого слоя, воспроизводящегося почти исключительно на собственной основе. Со временем указанные черты способствовали превращению номенклатуры в псевдоэлиту. С выборов 1990 г. начинается оформление новой, «демократической» элиты. Смена одной элиты другой при сохранении монополии государственной собственности из средства производства может привести к «демократуре». Этот термин, введенный в политический лексикон чешским философом И. Свитеком, используется для обозначения общества, где, хотя и существуют демократические законы, реально правят не они, а отдельные люди или группы людей. Цель же перехода от тоталитаризма к демократии заключается в том, чтобы не ограничиться сменой элиты, а добиваться смены самого типа правления, изменения роли народа в управлении общественными процессами, политических институтов власти и их кадрового корпуса.
Литература: Дай Т., Зиглер X. Демократия для элиты. (Введение в американскую политику). М., 1984; Вселенский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991; Ашин Г. К. Современные теории элиты. М., 1985; Сироткин В. Номенклатура в историческом разрезе // Через тернии. М., 1990.

Источник: Толковый политический словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
125.78 кб

Политическая альтернатива России: элитизм или элитаризм?

Краснолуцкий Геннадий Николаевич
Статья посвящена исследованию процессов элитообразования, перспективам и векторам их формирования (элитизм или элитаризм) в современных политических реалиях России.
Читать PDF
144.76 кб

2009. 02. 012. Тан К. П. Меритократия и элитизм в глобальном городе: идеологические сдвиги в Сингапу

Соколова М. Е.
Читать PDF
379.80 кб

Несостоявшийся третий сектор: коллапс гражданского общества в Грузии и элитизм против ценностей

Чедия Бека
Рассматриваются исторические предпосылки и специфические тенденции становления гражданского общества в Грузии, а также противоречия, существующие, с одной стороны, между обществом и государством, а с другой между обществом и НПО.
Читать PDF
343.46 кб

Практики праздности, недеяния и эскапизма в молодежных сообществах ХХ В. Как стратегии элитизации ли

Петров В. Е.
Рассматриваются практики праздности и недеяния, которые оказались характерными для молодежных сообществ Запада второй половины XX века.
Читать PDF
20.44 мб

Тенденции массовизации и элитизации образования: социально-философский анализ

Романенко Инна Борисовна, Бирюкова Наталья Сергеевна
Исследуются процессы массовизации и элитизации, происходящие в современной системе образования.
Читать PDF
258.75 кб

Стандартная модель элитогенеза: днк элиты, пдк элитности и КПД элитизации

Карабущенко Павел Леонидович
Чаще всего элиты мы оцениваем не по содержанию (внутреннему качеству, свидетельствующему о ее достоинстве), а по форме (статусу, который носит преимущественно формальные основания).
Читать PDF
498.63 кб

Составляющие элитизирующей образовательно-воспитательной среды вуза

Карабущенко Наталья Борисовна, Пилишвили Татьяна Сергеевна, Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В работе обосновывается необходимость создания элитизирующей образовательной среды, анализируются такие равнозначные составляющие элитизирующей среды, как психодидактическая, воспитательная, пространственно-предметная, социальная,
Читать PDF
538.68 кб

Основоположники концепций элитизма о взаимоотношении элиты и народа

Кудаярова Марина Константиновна
Анализируется проблема взаимоотношений элитных групп и народных масс в учениях западноевропейских мыслителей конца XIX – начала XX в. (Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михельс, Макс Вебер и Хосе Ортега-и-Гассет ).
Читать PDF
689.93 кб

Эволюция элитистских воззрении: теории демократического элитизма

Плосконосова Вера Петровна
Элита в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное».

Похожие термины:

  • ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ЭЛИТИЗМА ТЕОРИЯ

    теории элитарной демократии) (греч. demos — народ, kratos — власть и фр. е1Ш — лучшее, отборное) — современная теория элит, исходящая из стремления объединить элитарную теорию и теорию демократии. Создат