ЭЛИТА
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823, Э. называли высшие социальные группы общества. Однако термин "Э." не применялся широко в общественных науках до конца XIX - начала XX в.
Существуют различные способы классификации и типологизации элит. Так, по функциональному признаку выделяются: политическая, экономическая, административная и культурно-информационная Э.; по месту в политической системе; правящая и оппозиционная Э.; по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: открытая и закрытая Э.; по структуре: объединенные и разъединенные (интегрированные и неинтегрированные Э.); по степени представительности: Э. с высокой и низкой степенью представительности.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
Теория элит занимается вопросами распределения власти в обществе. В отличие от плюрализма, теорией элит утверждается, что власть не распылена (то есть не распространена равномерно среди членов общества), а сконцентрирована в руках относительно небольшой организованной группы граждан, обладающей способностью навязывать свою волю большинству граждан. Это, соответственно, означает, что большинством правит меньшинство. Данное меньшинство формирует политическую элиту, которая занимает доминирующие позиции в механизме принятия политических решений. Согласно теории элит, господство элиты характерно для государственного устройства любого типа, что делает все их изначально недемократическими.
Состав политической элиты в различных обществах разный. В докапиталистический период элита обычно состояла из крупных землевладельцев, чье богатство и власть передавались от поколения к поколению. В современных индустриальных обществах элиты состоят из различных групп, формируясь по таким критериям, как социальное происхождение, официальная должность, интеллектуальные способности. Марксисты утверждают, что элиты состоят из представителей экономически доминирующих слоев общества, богатство которых составляет основу их политической власти.
Приверженцы теории элит расходятся во мнении по поводу совместимости элитизма и плюралистической демократии. Одни полагают, что соревнование между элитами служит утверждению базового принципа плюрализма. Другие считают, что конкурирующие за право обладания властью элиты сходны по социальной природе, ценностям и представлениям, а потому в любом случае на политической арене доминирует однородная по своей сути группа персоналий, к какому бы политическому объединению она ни принадлежала в конкретный период.
Видным сторонником теории элит был Роберт Михельс (1876–1936), сформулировавший в работе «Политические партии» («Political Parties», 1915) «железный закон олигархии». Он утверждал, что потребность организаций в бюрократическом аппарате, который необходим им для эффективной работы, означает, что власть принадлежит тем, кто находится на вершине бюрократической иерархии, из чего следует, что сама организация в принципе недемократична.
См. также статьи «Авторитет», «Власть», «Марксизм-ленинизм», «Плюрализм», «Политическая система»
??
??
??
??
Источник: 101 ключевая идея политика
М. П. Шерстнев в своем исследовании «Кто правит нами: психология управленцев» дает следующее определение элиты: «Это люди, у которых имеется более высокий уровень элитарности относительно остальных представителей данного объединения людей». Элитарностью Шерстнев называет способность человека к ответственному прогнозированию результатов принятия управленческих решений. В современном российском обществе зачастую происходит подмена понятий, когда по какому-то нелепому недоразумению «элитой общества» называют всякого рода проходимцев, воров (т. н. «олигархов») и бездарностей, дорвавшихся до средств массовой информации и создавших своего рода «закрытые тусовки» (только для своих). Чтобы не возникало путаницы в определениях будет уместным использования словосочетаний «естественная (истинная) элита общества» и «псевдоэлита». Естественная элита — слой общества, осуществляющий функции управления, развития науки и культуры ради блага своего народа, повышения его материального, социального, культурного и нравственного уровня. Псевдоэлита занята лишь самовосхвалением (рекламой самих себя), набиванием собственных карманов, пропагандой извращенного образа жизни и деградации. Если говорить о власти, то псевдоэлита во власти не управляет, а только делает вид, что работает на благо народа. Естественная элита движет народ к всестороннему развитию, псевдоэлита опускает народ до уровня быдла. В указанной выше работе М. П. Шерстнев указывает, что основная движущая сила псевдоэлиты — безнравственность, а популизм — основной вид ее публичной деятельности .
Слово «элита» означает «лучшие». В Российской Федерации «элитой» стали называть самых богатых, известных и влиятельных людей, однако любому, кто знает способы достижения власти, богатства и известности в современной России понятно, что употреблять к большинству из них слово «лучшие» нельзя. Мало того, в каком то смысле правящий слой России является «контрэлитой». Различие состоит не только в его моральных качествах. Очень важен механизм взаимодействия элиты и остального общества. Если определенные люди представляют какие-то группы населения и защищают их интересы: они — «элита» этой группы. Национальная элита — те, кто представляют и защищают интересы всей нации. Именно момент возникновения «национальной элиты» и является моментом рождения нации. Контрэлита же противопоставляет себя нации (и тем группам, из которых она выделилась). Она стремится к достижению своих личных, корыстных интересов за счет нации. Такое положение обычно возникает при захвате страны и поддерживается грубым насилием. Сегодня в России оно возникло в результате сложившихся правил игры в российской властной системе и поголовном признании этих правил.
См. также: либеральная революция, творческая элита.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Как считают сторонники теории элитного плюрализма, наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления (сторонники технологического детерминизма), ведущие представители любых социальных групп - профессиональных лиц и есть подлинная элита общества (Боден). В любом случае, дихотомия «элита - масса» является ведущим методологическим принципом анализа социальной структуры общества и элитизма (дихотомия - на две части плюс tome - сечение: последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две половины и т. д.).
Используется и термин «субэлита», а также «контрэлита» (для обозначения лидеров оппозиционных политических движений).
Ряд политологов считает термин «элита» ненаучным, т.к. он игнорирует связь правящей верхушки с классовой структурой общества, с сущностью социально-политической системы. Против этого термина выступает ряд приверженцев теории политического плюрализма, которые. допуская употребление понятия «элита» в отношении низкоорганизованных обществ, считают его неприемлемым при анализе политических систем индустриального и в особенности постиндустриального общества. Целесообразно отметить особую позицию леворадикального американского социолога Р.Миллса. Западные политологи и социологи обычно относят его к сторонникам институционального подхода к элитизму (определенные основания для этого имеются), однако, признание деления американского и любого другого постиндустриального общества на элиту и массу оборачивается у него страстным обличением системы государственно-монополистического капитализма. В связи с этим возникает вопрос о правомерности употребления термина «элитарист» в отношении исследователей. принимающих схему «элита - масса». Необходимо различать аналитический и нормативный подходы к этой дихотомии и применять термин «элитарист» лишь к тем, кто (подобно Ортсгс-и-Гасегу) видит свой идеал и норму в элитарной общественной структуре. Миллс же, признавая элитарность американского и любого другого постиндустриального общества, обличает ограниченность западной демократии: его идеал - антиэлитарное общество.
До второй мировой войны термин элитизм получил наибольшее распространение в Италии. Германии. Франции, после войны - в США. Основные варианты этих теорий: «ценностный» (Ортега-и-Гасет), «макиавеллевский» (Бернхэм), структурно-функциональный (Келлер). Общие черты различных теорий элитизма - отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определенных типов политических элит); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков: утверждение, что неравенство - естественная основа общественной жизни (хотя еще Платон писал о «справедливом неравенстве»). Эти термины исходят из того, что социальные революции, свергающие политические элиты ведут к результатам, противоположным ожиданиям участвующих в них масс, к замене одной политической элиты другой, часто еще более жесткой, чем свергнутая элита, социальные революции нередко прокладывают дорог) деспотическим и тоталитарным режимам.
Социальные корпи элитизма лежат в характере производственных отношений и. следовательно, в разделении общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство, когда происходит присвоение меньшинством материального продукта, создаваемого большинством, отчуждение у работников, создающих материальные блага, результатов их труда, присвоение этих материальных благ, что объективно создает условия для социальной революции, на что указывал еще К.Маркс и подтвердила мировая социальная и политическая практика.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Главная функция политической элиты — управление обществом, что предполагает осуществление контроля над его материальными и духовными ресурсами, выработку его ценностных ориентаций и идеологической модели, сплочение и мобилизацию общества, поддержание устойчивого равновесия политических сил и стабильного политического режима.
Одна из важных характеристик элиты — ее устремленность на реализацию ценностей, смыслов, а не просто «существование» или накопление материальных богатств.
В этом смысле не всегда и не все из тех, кто находится на управленческих постах, являются «элитой». Случайный человек, коррупционер, преследующий только личные интересы, не относится к элите.
Ряд политических теорий, как либерального, так и марксистского толка, отрицают само существование элит. С точки зрения марксистов, политически господствующим является класс, владеющий средствами производства. Очевидно, однако, что класс — это слишком большая единица в описании процессов социальной стратификации. Наиболее активным субъектом политики является не класс в целом, а его «верхушка», не обязательно непосредственно связанная с собственностью на средства производства.
Иллюзией являются и либеральные представления о том, что в современных условиях властные функции могут осуществлять самые широкие слои населения, в полной мере участвуя в политическом процессе. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. По мнению немецкого политолога Р. Михельса (1876–1936), в области социальной стратификации действует т. н. «железный закон олигархии», согласно которому складывающееся в любой социальной группе, в т. ч. партии или профсоюзе, «профессиональное руководство» неизбежно образует более или менее закрытый внутренний круг, и возникновение иерархии власти, являющееся необходимым условием руководства массами, ограничивает возможность осуществления демократии в ее либералистском понимании.
Термин «элита» ввел в научный обиход В. Парето (1848–1923). Прагматическая концепция Парето исходит из идеи объективного превосходства элит над массами. «В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени, — писал итальянский социолог. — История человечества — это история постоянной смены элит; одни — возвышаются, другие приходят в упадок». Именно циркуляцией элит, т. е. системой «обмена» людьми между двумя группами — элитой и остальным населением, Парето объяснял все социальные преобразования.
Социальному равновесию, к которому стремится общество как система, непрерывная циркуляция элит способствует в той мере, в какой она обеспечивает приток «лучших», «достойных». Если элита становится замкнутой и превращается в касту, она утрачивает способность к управлению и инновациям. В этом случае и становятся возможны революции, которые происходят, «поскольку с замедлением циркуляции элиты… в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают остатками, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих остатками, необходимыми для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы».
Парето предполагал, что элита изначально неоднородна, будучи открытой для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс.
Другой точки зрения придерживался американский политолог Ч. Р. Миллс (1916–1962), выдвинувший тезис об однородности (гомогенности) элиты. Элита, по его мнению, это слой людей, занимающих стратегические командные посты, состоящий из политиков, представителей бизнеса и военных. И общие решения, имеющие последствия для народа, позволяют им принимать именно совпадение основных интересов, единые социальные корни, четко выраженное групповое сознание. Это значит, что политическая элита — не просто сумма конкретных людей, наделенных властью, а социальная группа, которая сформировалась в результате селекции, социального отбора. Есть 3 основные системы отбора в элиту. Антрепренерская система ориентирована на индивидуальные качества кандидата, в т. ч. умение нравиться людям, активность и т. п.
Кандидаты отбираются из различных по имущественному положению групп общества. Основной путь отбора — демократические выборы, в которых участвует все взрослое население страны.
Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Такой кандидат всегда представляет определенную социальную группу или партию. Такая система рекрутирования отличается закрытостью, консервативностью, отсутствием конкуренции. Она обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.
В странах социализма была распространена номенклатурная система, способствовавшая поступательному восхождению попавшего «в обойму» чиновника по служебной лестнице. Такая система делала возможным воспроизводство одного типа руководителей и преемственность политического курса, однако культивация личной преданности и показной активности лишала номенклатурную элиту гибкости и способности к инновациям.
В постперестроечной России ядро номенклатурной элиты сохранило свои позиции. Часть ее перешла в бизнес, часть — в госинституты. Одновременно начала формироваться новая элита, которую представляли молодые энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом и рвущиеся во власть (см. Новые русские).
Основной проблемой этой части элиты стало отсутствие легитимности: чуть ли не большинство из них нажили свои состояния во времена «первоначального накопления капитала» не вполне законным путем. Отсюда неприятие этого сословия населением страны и неуверенность элиты в своем будущем.
Примерно с начала 2000-х гг. в обществе стали заметны описанные Парето процессы циркуляции элит: в результате рационального, меритократического отбора на смену «номенклатурщикам», «олигархам» и «новым русским» стали приходить новые лидеры.