ЭЛЕКТОРАТ
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015
Источник: Геополитика. Краткий словарь.
Источник: Политология: Словарь-справочник
1) обобщающее наименование всех людей, имеющих право выбора и потенциально участвующих в выборах любого уровня. Это слово далеко не новое и происходит от латинского «elector», что означает «избиратель», «выборщик»;
2) все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня;
3) та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, ее представителей или за данного независимого депутата.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Величина Э. в первом смысле зависит от численности населения страны и степени демократичности ее избирательной системы, а также от того, о каких именно выборах идет речь - общегосударственных, в субъектах федерации или местных; президентских, парламентских или муниципальных. Во втором случае величина Э. зависит от уровня политического влияния данной партии или отдельного лица на избирателей, от их готовности поддержать на выборах соответствующих кандидатов. Борьба за расширение своего 3. - главное содержание и цель участия кандидатов в депутаты», их партий в избирательных кампаниях.
??
??
??
??
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
О. Б. Подвинцев
Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.
Однако в последнее время народ перестает быть «электоратом». И хотя основная масса избирателей не в состоянии запомнить деяния того или иного политика, но народ нутром чует, что каждые выборы его оставляют в дураках. Поэтому подавляющее большинство просто перестало ходить на выборы, либо все больше и больше людей голосует против всех. Аполитичность стала таким массовым явлением, что начала всерьез угрожать легитимности власти. Действительно, трудно уверенно чувствовать себя «народным избранником», если получил всего 5 % голосов от общего числа избирателей. И в дело вступает подкуп, как прямой, так и косвенный.
По некоторым оценкам на выборах скупается уже до 10 % голосов (от числа проголосовавших). С учетом явки это не так много — процента три от общего числа избирателей. Но они вполне могут быть решающими. Еще большее значение имеет косвенный подкуп. При каждой местной власти существуют «прикормленные фирмы», которые живут за счет бюджетных заказов. Много людей получают зарплату прямо из бюджета. Сотрудники таких предприятий составляют 10 % — 15 % от населения, но этого более чем достаточно для воспроизводства власти при аполитичности большинства. Сюда следует добавить клиентов СОБЕС, солдат и заключенных СИЗО — можно получить исчерпывающую картину «электората власти». В последнее время подкуп избирателей принял легальную форму. Депутаты получают «депутатский фонд», который тратят на своем округе на благоустройство. Чтобы избиратели не ошиблись, кому они должны быть благодарны, на отремонтированных подъездах или детских площадках пишут имя депутата-благодетеля.
Таковы лишь некоторые из всевозможных средств превращения людей в электорат — послушное стадо, голосующее за продолжение своей жизни в стойле.
См. также: выборные технологии, губернатор, право выбора.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Значительная часть электоральной массы, поддерживающая ту или иную политическую силу, превращает ее во влиятельную партию, выступает основой ее деятельности. В условиях демократии установки, цели и интересы электората превращаются в программы политических партий или лидеров. В то же время партии имеют свои интересы, которые могут преследоваться наряду с интересами электората.
В обществе с активистской политической культурой воля электората и его политическое участие превращает партии во влиятельные силы политического процесса. Выборная активность электората приводит партии к власти в результате выборов в демократические институты. Его легитимность и политико-гражданская активность укрепляют позиции действующей власти, позволяют политической элите выступать в качестве стабильного политического института. Таким образом, чем обширней, культурней и активней электоральное пространство в границах политического пространства, тем действенней политическая структура и ее функции гармонизации общественных отношений в целом. В идеале образцовой демократией будет та политическая структура, которой удастся превратить большую часть населения страны в электорат, сознательно ее поддерживающий.
Активистская позиция электората может существовать только за счет развитого гражданского пространства. В такой политической ситуации в значительной мере отпадает необходимость ограничения части населения насильственными методами для поддержания господствующих социальных сил. Для того, чтобы партия или власть имели обширную электоральную основу, их политическая деятельность должна совпадать с интересами данной части населения. Чем последовательней политическая элита будет осуществлять свои программные декларации, тем стабильней будет поддержка электората, и тем более его объем.
В то же время взаимоотношения претендентов на власть и властных структур с населением может носить ярко выраженный спекулятивный характер. Политическая коммуникативность приобретают риторический, демагогический характер. Попытка шельмования населения с целью использования его в своих корыстных целях приводит политическую силу к кризису. В том случае, если электорат не в состоянии изменить ситуацию, резко падает его политическая активность, а это выражается в отказе от голосования, снижении легитимности, активизации оппозиционной деятельности.
Каждая политическая сила, выражающая действительное социальное содержание имеет свой электорат. Если какая-либо партия не выражает интересы достаточного количества людей, то в строгом смысле она партией не является. В большей мере она выступает как самодеятельная элита, которая пытается использовать существующую социальную ситуацию и структуру для борьбы за власть. Сейчас такие институты называют партиями власти.
Формирование электората может осуществляться не только по принципу единства интересов, но и по территориальному принципу. Например, в США демократам симпатизирует население северных штатов, запад предпочитает республиканскую партию, южные и центральные штаты колеблются между ними. Поэтому в этой стране политическая борьба развертывается вокруг завоевания конкретных симпатий населения "неустойчивого" региона. Социальная динамика также влияет на изменение электорального пространства. Так, сокращение численности персонала, занятого в традиционном промышленном производстве, на Западе резко сокращает электорат коммунистов, рост численности среднего класса влияет на развитие неоконсерватизма и т. д.
Посттоталитарные процессы в России конца XX в. характеризуются сложной ситуацией для электората. Основная масса населения не удовлетворена качеством российской политической элиты. Это связано с тем, что наша современная власть стала фактической преемницей власти коммунистической. Социалистическая форма, связанная с коллективной формой отношения к общественному богатству, была отброшена. Новая власть и экономические пассионарии стали владельцами громадной части национального богатства. Народ оказался отчужденным от него, несмотря на то, что он являлся основным создателем всего того, что есть в стране.
Интересы народа и интересы элиты в текущем времени прямо противоположны - власть заинтересована в экспроприации народа. Соединяют электорат и власть два обстоятельства: единые интересы России как государства и надежды на рыночные блага в будущем. Россияне не видят пока политической силы, которая реально гарантировала бы осуществление программ подлинно народного характера. Эта ситуация порождает множество затруднений в электоральной ориентации. Советская власть на протяжении нескольких поколений формировала некритическую формальную лояльность населения.
Бесперспективность ситуации для народа порождает электоральную пассивность можно определить как неспособность населения осознавать реальную социально-политическую ситуацию и активно влиять на ее организацию. Инфантильность следует понимать как привычку населения подчиняться любой власти, одновременно не доверяя ей и, несмотря ни на что, надеясь на "чудесные" улучшения. Отрицательными формами инфантильности являются политический цинизм, аполитичность и некоторые другие. Они не влияют положительным образом на политическую ситуацию, поэтому в обстановке кризисов, которые потрясают Россию, их нельзя приветствовать.
Ситуация в электоральном пространстве претерпевает значительные изменения в обстановке социально-политического хаоса и кризиса. Реальная действительность в эти моменты истории заставляет людей задумываться над судьбой страны, пытаться как-то повлиять на нее. Направление электоральных преобразований зависит от многих факторов. К ним относятся гражданская и политическая зрелость граждан, уровень их сознательности и политической культуры, состояние политической инфраструктуры: печати, общественного мнения, гражданской самоорганизации, связи политической элиты с электоратом, подконтрольности деятельности политиков и т. д.
Поскольку демократия в России только зарождается, все эти политические институты находятся в зачаточном состоянии. Это связано с нашей историей, с нашим образом жизни. Поэтому слаборазвитый, становящийся электорат России очень неустойчив и непредсказуем. Опасность заключается в том, что разочарование в реформах может подтолкнуть его в объятия новой диктатуры.
Источник: Словарь по политологии