Эксперт
Эксперт
(Expert, Баалоочу адис) - лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое государственными, общественными органами для проведения экспертизы.
Эксперт
Experte/Expertin. Expert Лицо, которое на основе имеющихся у него специальных знаний и/или опыта, привлекается для информирования, совета или помощи. Совет Э. незаменим в политических процессах принятия решений, при проведении слушаний и т. д.
Эксперт
Квалифицированный специалист по конкретной проблеме, привлекаемый для вынесения оценки по поставленной задаче прогноза.
Примечание. При разработке социальных прогнозов в ряде случаев производится выявление мнения представителей различных социальных групп населения, условно приравниваемых к экспертам.
Источник: Словарик для политологов: Прогностика. Терминология
Эксперт
от лат. expertus опытный)
1) специалист, приглашаемый для исследования политических. вопросов, решение которых требует специальных знаний;
2) в праве лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, суда и иными государственными (напр., арбитраж) и общественными (напр., третейский суд) органами для проведения экспертизы.
1) специалист, приглашаемый для исследования политических. вопросов, решение которых требует специальных знаний;
2) в праве лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, суда и иными государственными (напр., арбитраж) и общественными (напр., третейский суд) органами для проведения экспертизы.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Эксперт
специалист в какой.-л. области, проводящий экспертизу. В адаптивных архетипах Э. может быть Учителем, лжеучителем, манипулятором. Проблема заказчика — раскрытие потенциала Э., что позволяет использовать его в качестве Учителя. Напр., в архетипе «Заказчик» заинтересованное лицо (Заказчик) нанимает Э., который выступает в роли Объекта. В этом случае проблема раскрытия потенциала Э. — это задача построения его прогрессивного механизма функционирования. Как писал А. Вилдавский, «советники должны делать свою карьеру из работы, смысл ко торой — наилучшим способом делать анализ». Однако чем лучше анализ, тем меньше потребность в последующих советах. И наоборот, чем больше остается вопросов, тем больше потребность в Э. в будущем. Моральная ловушка для Э. заключается в том, что, по словам М. Вебера, они «живут на» трудностях клиентов, а не «живут для» решения их. Действительно, давать неверный совет — плохо, но здесь заложен более глубокий смысл: Э. должны нести ответственность в соответствии со своими обязанностями. Дача совета и влияние на конечные результаты ведут к ответственности, к которой нельзя относиться с легкостью, потому что власть находится как у тех, кто слушает совет и следует ему, так и у тех, кто дает совет. В лучшем случае Э. говорят правду, или надеются сказать правду. Если Э. не прав, заинтересованное лицо пострадает и, возможно, сменит его. Н. Макиавелли дает другой способ избежать манипулирования сознанием со стороны Э.: «Суверен (т. е. могущественное заинтересованное лицо. — Прим, авт.) должен принять совет, но только когда он хочет, а не когда хотят другие. Наоборот, он должен отбить охоту пытаться давать ему советы, пока он сам не попросит об этом, потому что существует непреложный закон, что Суверену, который немудр сам, никогда не дадут хорошего совета». Говорить правду власти означает возможность оказать влияние на нее, привести убедительные доводы для принятия решения. Есть вид доводов в ИМ, в основе которых лежат дворцовые интриги. Придворные в свите могущественного заинтересованного лица (в терминах Н. Маккиавелли — Суверена) могут составить заговор с советниками и в подходящий момент убедить его в правоте своей точки зрения. В этом случае советники делают больше, чем говорят правду власти. Они становятся политическими деятелями и принимают участие в создании групп поддержки в информационной борьбе. Предположим, что Э. объединились в коалицию, и обучающееся заинтересованное лицо считает, что ему легче принять предложенный ими план ИМ, потому что остальные уже согласились повиноваться указаниям Э., став, по сути, их Учениками. Конечно, это лицо еще может принимать решения, но эти решения отстают от изменений, вызванных «самопроизвольной» (а на самом деле — управляемой Э.) эволюцией. Э. приобретают функции управления. Происходит интеграция прогнозирования и управления, как в экспертном механизме ИМ. Реализуется архетип «Общество», в котором в роли Учителя выступает Э. Такой ИМ называют технократией. Однако власть, приобретаемая Э., не санкционирована обществом и не афишируется. Поэтому содержание работы отличается от ее формы — того, что Э. говорит о ней. Публике и СМИ представляют образ Э. как ученого, выполняющих чисто технические функции, профессионала, которого интересуют только методы. Принимаются меры, чтобы показать, что Э. не связаны ни с одной политической партией, что они не слуги или агенты групп или правительства. В то же время, когда Э. посещает чиновника высокого ранга или встречается с представителями власти и могущественных СМИ, его поведение меняется. Во время таких встреч проявляется озабоченность политическими аспектами. Э. не может ограничиться только решением технических вопросов, потому что его собеседники все время возвращаются к политическим мотивам реформы. Напр., Э. хочет сохранить хорошие отношения с министром, который нанял его, и опасается показаться политически наивным и по тому опасным. И хотя беседа ведется на техническом языке, он стремится показать, что понимает, какие политические трудности могут возникнуть в будущем. В подходящее время он успокоит заказчика, заверив в готовности консультироваться, прислушиваться к советам, быть покладистым и не создавать «трудностей». Он не использует слово «политика», но показывает понимание забот политиков. Конечно, члены команды Э. имеют свои точки зрения на ИМ. Некоторые Э. считают, что это техническая деятельность и основная задача заключается в том, чтобы убедить политиков в правильности своих рекомендаций и их применении на практике. Другие Э. считают, что следует уделять больше внимания политическим реалиям, и высказываются за переговоры о приемлемых результатах реформы. Есть и такие Э., кого мало волнует ситуация в конкретной организации или стране. Они хотели бы провести такую реформу, которая могла бы служить моделью для других организаций или стран, даже если она не будет принята заказчиком. Четвертая группа Э. рассматривает возможность инициировать радикальные изменения в обществе. Допустим, что общество состоит из Учеников, выбирающих себе в качестве Учителей-Э., случайных людей. Тогда указания таких Э. носят случайный характер и становятся помехой для заинтересованных лиц. Вырабатываемые ими случайные стимулы рассматриваются Объектом как еще одна помеха. Таким образом, Объект свободен от ответственности перед заинтересованными лицами. Возникает ощущение ошибочности и неустроенности общества. «Чего же вы хотите, путаница кругом», — говори т Алиса в Стране чудес. Иными словами, Объект может решать свои задачи (напр., обогащаться за счет заинтересованных лиц). Так разрушаются, напр., моральные принципы в политике. Поэто- му каждый народ дос тоин того правительства, которое он имеет. Случайный Э., далекий от интересов общества, разрушает как личность политика, так и сами основы государства. Выход из этого положения — в библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Таким способом издавна ликвидировали неустойчивость коллективного поведения, связанную со случайным Э.