Экономический и валютный союз (ЭВС)

Найдено 1 определение
Экономический и валютный союз (ЭВС)
Economic and Monetary Union (EMU) Экономический и валютный союз (ЭВС) символизирует процесс гармонизации экономической и валютной политики государствучастников ЕС, обеспечивающей возможность введения единой валюты евро. Его создание стало предметом Межправительственной конференции, проходившей в 1991 г. в г. Маастрихте. Становление ЭВС происходило в три этапа:
-этап I (1 июля 1990 г. – 31 декабря 1993 г.): либерализация движения капитала между государствами-участниками, более тесное экономико-политическое согласование действий правительств, расширенное сотрудничество Центробанков;
-этап II (1 января 1994 г. – 31 декабря 1998 г.): сближение и координация внутригосударственных экономической и валютной политик (цели: стабильность цен и предотвращение чрезмерного дефицита бюджета), создание Европейского валютного института (ЕВИ) и затем Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в 1998 г.;
-этап III (с 1 января 1999 г.): не подлежащее отмене установление валютного курса, введение единой валюты на обменном рынке и в электронной системе расчетов; введение наличной валюты евро. С началом третьего этапа ЭВС в одиннадцати государствахучастниках была введена валюта евро. Двумя годами позже к еврозоне присоединилась Греция, а с 1 января 2007 г. в зону евро вступила Словения. Три государства-участника ЕС не ввели единую валюту; Великобритания и Дания, для которых было сделано исключение, а также Швеция, которая также не ввела евро после отрицательных результатов всенародного референдума, проведенного в сентябре 2003 г. Государства, присоединившиеся к Союзу после 1 мая 2004 г. или 1 января 2007 г., должны ввести евро после выполнения всех соответствующих критериев конвергенции. Во время переговоров о вступлении в отношении этих государств исключение сделано не было. Для стабильно успешного существования ЭВС необходимо продолжать консолидировать бюджеты и лучше координировать экономическую политику государств-участников. Экономическое, социальное и территориальное единство Economic, social and territorial cohesion Политика экономического и социального единства подразумевает солидарность между государствами-участниками и регионами Европейского Союза. Она способствует гармоничному развитию пространства Сообщества, уменьшению структурных различий между регионами Союза, а также установлению действительного равенства возможностей для всех граждан ЕС. Для достижения этих целей используются различные финансовые инструменты, в частности – структурные фонды и Фонд единства. Каждые три года Европейская Комиссия предоставляет отчет, в котором описываются достижения в реализации экономического и социального единства и исследуется вклад отдельных политик Сообщества в общее дело. На общеевропейском уровне идея экономического и социального единства восходит к Римскому договору (1957 г.), в преамбуле которого уже идет речь о сокращении неравенств между регионами. В 70-е гг. были введены меры Сообщества по координации соответствующих инструментов отдельных государств и их дополнению средствами финансовой помощи. Эти меры позже показали себя как недостаточные, тем более что внутренний рынок вопреки ожиданиям не привел к исчезновению различий на уровне развития регионов. В 1986 г. Единым европейским актом, наряду с окончательным формированием внутреннего рынка, была поставлена цель достижения экономического и социального единства в прямом смысле слова. Маастрихтским договором (1992 г.) эта политика была окончательно вписана в Договор о создании Европейского Сообщества (статьи 158–162). Стимулирование экономического и социального единства осуществляется в основном через региональную политику Европейского Союза. Наряду с реформой общей аграрной политики и расширением Союза в сторону центральнои восточноевропейских стран в 2004 г. региональная политика стала относиться – в особенности из-за серьезности поставленных задач – к важнейшим темам программы Повестка дня-2000, охватывающей период 2000–2006 гг. Предусмотренные на реализацию региональной политики Европейского Союза средства составляют 348 млрд евро (в ценах 2006 г.) на период 2007–2013 гг. и образуют вторую по величине расходную статью в бюджете Сообщества. С расширением ЕС до 27 государств-участников в январе 2007 г. произошли радикальные перемены. Так, площадь Союза увеличилась более чем на 25%, а его население выросло более чем на 20%, в то время как общее суммарное благосостояние, напротив, увеличилось лишь на 5%. Валовой внутренний продукт на душу населения Союза снизился более чем на 10%, в то время как уровень неравенства между регионами удвоился. Так как около 60% регионов с отставанием в развитии относятся к двенадцати государствам, присоединившимся с 2004 г., центр тяжести региональной политики с необходимостью смещается на восток. С 2007 г. по 2013 г. в рамках политики экономического и социального единства планируется еще большая степень концентрации на существенных проблемах развития в сферах экономического роста и занятости. Но одновременно также предусматривается дальнейшая поддержка регионов, в которых процесс реальной конвергенции еще не завершен, а также областей, сталкивающихся с особенными структурными проблемами (сфера промышленной переориентации, муниципальная сфера, сфера села, сферы, относящиеся к рыболовству, сферы с существенными природными или демографическими отставаниями от среднего уровня). В дальнейшем на период 2007–2013 гг. в регионально-политических реформах планируется делать упор на упрощение и децентрализацию управления регионально-политических финансовых инструментов (структурных фондов и Фонда единства).

Источник: Глоссарий терминов Европейского союа и Восточного партнерства 2012