ограничения на торговый обмен или финансовые операции, вводимые государством – субъектом санкций против государства-объекта по политическим либо экономическим причинам.
Как правило, санкции вводятся не в интересах внешнеэкономической политики, а как исключение из нее для достижения определенных политических целей. Санкции являются некой антитезой нормальной внешнеторговой и внешнеэкономической политики.
Ограниченная эффективность большинства Э.с. определяется тем, что ввести и поддерживать «непроницаемые» санкции лишь экономическими методами невозможно. «Непроницаемые» Э.с. называются экономический блокадой и реализуются с помощью комплекса экономических и военно-технических мер. Грань между экономической блокадой и Э.с. достаточно условна, но главное отличие блокады от санкций состоит в том, что санкции не бывают абсолютными. При введении санкций страна-объект не оказывается полностью отрезана от окружающего мира, поскольку в глобализированной экономике довольно быстро находит альтернативные рынки сбыта, закупок и финансирования. Эти альтернативные рынки оказываются более дорогими, и, следовательно, санкции, по сути, не блокируют внешнеэкономическую деятельность государства, а повышают его накладные расходы во внешне – экономической деятельности.
В последние десятилетия существенно изменилось отношение правительств и мирового общественного мнения к вопросу о том, в каких случаях применение Э.с. является оправданным и уместным. В период с начала Первой мировой войны и до окончания Второй мировой войны санкции применялись в основном для предотвращения (наказания) военных интервенций и как часть общих усилий государства в войне. В последующие десятилетия спектр целей применения санкций расширился и стал включать такие задачи, как прекращение региональных конфликтов, распространение демократии и политических свобод, утверждение прав человека, предотвращение распространения ядерного оружия, освобождение заложников и захваченных территорий. Санкции стали стандартным инструментом, используемым государствами-инициаторами для осуществления давления на страны-объекты по любому аспекту политики последних, с которыми страны-инициаторы были не согласны.
Международное право не ограничивает государства в применении санкций.
Ограничения на применение санкций имеют скорее внутриполитическую природу и определяются тем, что считает приемлемым общественное мнение страны – субъекта санкций, а также средствами убеждения общественного мнения, находящимися в распоряжении правительств стран, инициирующих санкции. Эти неформальные ограничения состоят в том, что с точки зрения мирового общественного мнения объем, интенсивность и эффект Э.с. должны быть в целом пропорциональны цели, ради которой они вводятся. Разумеется, важность или гуманитарная составляющая цели предлагает широкие возможности для интерпретации политиками и пропагандой страны, вводящей санкции.
В функциональном плане применение санкций может преследовать несколько целей. Ограничение экспорта страны – объекта санкций ослабляет ее национальный доход и уменьшает поступления твердой валюты и тем самым снижает ее возможности закупать на мировом рынке необходимые ей товары.
Ограничения на импорт страны – объекта санкций могут состоять в запрете на импорт любых товаров или лишь специфических товаров и сырья, необходимого в военных целях.
Поскольку страны, оказывающиеся объектами санкций, как правило, являются сравнительно небольшими и специализированными в своем экспорте (нефть Ирака или сахар Кубы), страны – субъекты санкций чаще прибегают к санкциям, ограничивающим экспорт, чем к ограничениям на импорт (см. также Эмбарго). (М.В. Братерский)
Экономические санкции
Экономические санкции
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.