Экономическая политика на Юге России

Найдено 1 определение
Экономическая политика на Юге России
комплекс целей, задач, приоритетов и мероприятий, осуществляемых госвом совместно с органами упр-ния регионов, направленных на сбалансированное, комплексное развитие регионов в контексте задач национальной экономики, выравнивание уровня их социально-эконом. развития. Федеральная рег. политика на Ю.Р. была институализирована, как и на территории всей страны, в 1993 г. созданием Министерства по делам национальностей и рег. политики РФ и утверждением Правительством РФ в марте 1996 г. «Основных положений рег. политики в Росс. Федерации». Гос. поддержка и регулирование социально-эконом. развития регионов Ю.Р. в период 1993-1997 гг. осуществлялось в осн. с помощью прямых бюджетных инвестиций, дотаций, субвенций и субсидий, соц. трансфертов, предоставления субъектам Федерации различных преференций и льгот в области налогообложения, тарифов, таможенных пошлин и др. Было выделено 5 депрессивных регионов, крым, помимо трансфертов из ФФПР, Министерство финансов РФ направляло средства для дополнительной помощи из федерального бюджета (Адыг., Кар.-Черк., Даг., Сев.Осет., Ингуш.). Выделение трансфертов из специального фонда федерального бюджета для выравнивания уровней доходов в регионах Ю.Р. была в 1994-1998 гг. по существу главным инструментом рег. политики. Важнейшим механизмом взаимодействия регионов Ю.Р. с Центром стала практика заключения договоров субъектов федерации о разграничении полномочий и предметов ведения (Рост.обл., Кр.край, Сев.Осет., Каб.-Балк., Ингуш.). Напр., с Рост.обл. было заключено 18 соглашений в сфере денежнокредитной политики, межбюджетных отношений, транспорта, связи, владения, пользования и распоряжения землей, недрами и природными ресурсами. Такие эконом, соглашения себя оправдали, т.к. они разграничивали компетенции рег. и федеральной властей в экономической сфере, облегчили процесс согласованного оперативного упр-ния экономикой регионов. В целях поддержки приоритетных направлений социальноэконом. развития регионов, выравнивания уровня жизни населения на федеральном уровне были разработаны и частично профинансированы 10 целевых социально-эконом. программ (Даг., Ст.край, Адыг., Сев.Осет., Ингуш., Рост.обл. и др.), а в 2001 г. - Федеральным Правительством утверждена программа социально-эконом. развития в целом Ю.Р. В политике Федерального Центра на Ю.Р. учитывается также новое пограничное положение регионов, что выразилось в создании ряда свободных эконом, зон разного типа (Калм., Ингуш., Сев.Осет., Каб.-Балк.), развитии внешнеторговых портов на Черном и Каспийском морях, создании международных консорциумов («Каспийский трубопроводный консорциум», и др.). Однако, как показала практика, рез-ты деятельности оффшорных зон весьма противоречивы, что связано со снижением бюджетных поступлений на территориях их расположения, уходом от налогов, «отмыванием» денег и др. В наст.вр. в Правительстве РФ вырабатывается новая концепция гос. рег. политики, ориентированная на реализацию принципов «конкурентного федерализма», возмездности финансовых отношений, приоритетной поддержки «точек роста» в эконом, развитии регионов, симметричности их вкладов в гос. бюджет и размеров получаемых гос. трансфертов.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|