Экономическая безопасность Юга России

Найдено 1 определение
Экономическая безопасность Юга России
Рег. безопасность концептуально целесообразно рассматривать как проекцию концепции нац. безопасности Росс. Федерации на рег. уровень в плане обеспечения защиты жизненно важных интересов индивида, об-ва, гос-ва от внутр. и внеш. угроз. Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общ-ва и гос-ва от внутр. и внеш. угроз или по др., более общей формулировке, как состояние защищенности человека и окружающей среды от чрезмерной опасности. Экономическая безопасность региона (в данном случае - Ю.Р.) - это такое равновесное состояние экономики и ин-тов власти региона, к-рое характеризуется устойчивостью, стабильностью и поступательностью развития и при к-ром обеспечивается гарантированная защита нац. интересов, соц. направленности политики даже при неблагоприятных условиях развития внутр. и внеш. процессов. Оси. направлениями исследования проблем безопасности региона в самом общем виде должны стать: объекты безопасности и защиты; субъекты опасностей и угроз; характеристики, особенности возникновения и распространения опасностей и угроз; предполагаемый ущерб; цели, задачи и режимы функционирования системы обеспечения безопасности. Для анализа и прогнозирования угроз безопасности региона, принятия обоснованных решений при планировании и разработке организационных мероприятий, для осуществления практических действий по недопущению и предотвращению угроз безопасности, по смягчению и ликвидации последствий реализовавшихся угроз и в целом, для осуществления процесса упрния безопасностью региона необходимо проведение большого объема научно-исследовательских и информационно-аналитических работ по следующим направлениям: - разработка подходов к выявлению угроз существующих и могущих появиться в будущем; - разработка системной классификации угроз по тем или иным таксономическим признакам, основанным, прежде всего, на степени опасности выявленных угроз; - разработка методов количественной оценки уровней угроз в соответствующих единицах измерения и принятие некрой шкалы уровней угроз, к-рая позволяла бы проводить их сравнительный анализ в сопоставимых единицах; - разработка методов количественной оценки безопасности и установление нек-рой шкалы уровней безопасности; - формулировка целей безопасности, постановка и решение задач по ее обеспечению, выработка критериев оценки мероприятий, проводимых для достижения целей и решения поставленных задач; - определение целевой функции безопасности и ее управляющих параметров, разработка методов упр-ния безопасностью, включающих совокупность законодательных, административных, правоохранительных, эконом, и др. мер. Классификация угроз безопасности региона может осуществляться на основе различных признаков. Предлагаются следующие классификационные признаки: - по сфере человеческой деятельности (политич., эконом., соц., правовая, военная, эколог., информационная и т.д.); - по источнику угрозы (внутр. - источник на территории РФ, внеш. - источник за пределами РФ; общегос., рег., локальная угрозы); - по отношению к человеческой деятельности (объективная - формируется независимо от целенаправленной деятельности; субъективная - создается сознательно); - по вероятности реализации (реальные - могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные - могут реализоваться в случае формирования определенных условий); - по масштабам распространения (всеобщие - отражаются на всей стране или большинстве ее субъектов; локальные - отражаются на отдельных субъектах/регионах). В соответствии с макроэконом, параметрами и структурой народнохозяйственного комплекса сегодня в росс, экономике весьма условно можно выделить следующие типы регионов: индустриальные, индустриально-аграрные; аграрно-индустриальные. Особыми типами по состоянию экономики России на 90-е гг. могут быть представлены относительно благополучные регионы индустриального типа, прежде всего топливно-сырьевые, выступающие, как правило, в кач-ве регионовдоноров; регионы переходного типа с показателями уровня эконом, развития, близкого к среднереспубликанскому; регионы, сочетающие черты отсталости и депрессивности, для к-рых характерны низкие реальные доходы населения, более резкий, чем в стране в целом, спад промышленного производства в 90-е гг., доминирование средств федерального бюджета в доходах большинства населения, низкий уровень инвестиций и т.д. (3). Каждый тип регионов имеет свои особенности, отличается от других масштабами и спецификой производ., инвестиционного, финансово-кредитного и соц. потенциала, что предопределяет основные направления их развития. Южный федер. округ в целом можно определить как аграрно-индустриальный p-он, в к-ром наряду с регионами «переходного» типа (Рост, и Волг.обл., Кр. и Ст. края), в основном представлены отстающие и депрессивные регионы (Чечня, Даг., Ингуш., Адыг., Сев.Осет., Кар.-Черк., Калм.). Если анализировать показатели развития региона в контексте угроз по сферам человеческой деятельности, то для Южного федер. округа одной из проблем, входящих в кризисную фазу своего состояния, явл. демографическая ситуация. В целом по Ю.Р. за 90-е гг. произошло резкое сокращение доли наиболее прогрессивных отраслей, в частности, машиностроения в структуре промышленного производства. Так, если в начале 90-х гг. машиностроение по валовой продукции, численности производ. потенциала и стоимости осн. фондов занимало 1-е место, то в конце десятилетия оно «скатилось» на 3-е место (13,2% в 1998 г.). Катастрофически (почти в 10 раз) сократилась доля легкой промышленности (с 18% в начале 90-х гг. до 1,7% в 1998 г.). Спад промышленного производства в последнее десятилетие на Северном Кавказе оказался более глубоким, чем в других р-онах России. Из 10 регионов страны с наибольшим спадом промышленного производства 6 приходится на Северный Кавказ (Даг., Кар.-Черк., Чечня, Сев.Осет., Адыг., Каб.-Балк.). Уникальный для России потенциал производства многих теплолюбивых сельскохозяйственных культур и пищевых изделий на их основе слабо востребован на росс, рынке и почти не представлен на мировом. Продовольственные товары и сырье для их производства - основа специализации Ю.Р. - в экспорте за 9 месяцев 2000 г. составляли 9,1% (в 1999 - 3,6%), а в импорте - 20,7% (в 1999 г. - 24,3%). На основе приведенной классификации угроз, статистических данных и показателей рег. развития можно определить систему критериев, характеризующих эконом, безопасность на рег. уровне: - объем рег. ВВП (РВВП) и его доля в нац. ВВП; - доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, машиностроения; - удельный вес импорта во внутр. потреблении; соотношение производства новых видов продукции в общем объеме выпускаемой продукции; - объемы инвестиций в % к Р В В П ; - уровень инфляции; - расходы на науч. исследования в % к РВВП; - разрыв между 10% населения с наибольшими и 10% населения с наименьшими доходами, удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; - уровень безработицы, уровень преступности; - продолжительность жизни населения, динамика рождаемости, заболеваемости, смертности, эмиграции;
• пороговые значения техногенных рисков. Классификация угроз эконом, безопасности на рег. уровне и анализ функций, возложенных на рег. службы, позволяют сделать следующие выводы:
• обеспечение любого вида безопасности (эконом., военной, эколог, и т.д.) невозможно за счет усилий какого-либо одного федер./рег. органа власти и упр-ния;
• проблемы прогнозирования, выявления, предупреждения и ликвидации любых угроз эконом, безопасности региона должны решаться путем согласованных действий всех соответствующих федер. и рег. гос. служб на базе широкой, детально разработанной правовой основы, регулирующей не только отношения в области безопасности, но и место и роль каждого звена в системе обеспечения эконом, безопасности региона;
• координирующую роль могут и должны выполнить структуры, формируемые в рамках Южного федер. округа.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.

|