Эффект триумфа

Найдено 1 определение
Эффект триумфа
лавинообразный рост числа сторонников среди заинтересованных лиц. Э.т. обычно является результатом успешного ИМ, когда поддержка нового курса действий возрастает, нерешительность исчезает и заинтересованные лица решают двигаться в заданном направлении. В основе Э.т. лежит идея (напр., мем). Э.т. обеспечивают группы поддержки, в основе формирования которых лежат знания, убеждающие членов общества в правильности выбранной идеологии, курса или программы. Механизмы достижения Э.т. — это механизмы рефлексии, агитации и пропаганды, которые обеспечивают согласование интересов членов общества через согласование норм личного сознания и поведения. Э.т. обусловлен неустойчивостью коллективного поведения. Можно провести аналогию между Э.т. в обществе, связанным с распространением новой идеологии и скачкоообразным ростом числа ее сторонников, и цепной реакцией деления атомных ядер, осколки которых вызывают новые деления, что сопровождается лавинообразным увеличением выделения энергии и ядерным взрывом. Э.т. — завершающий этап адаптации общества, когда новая идея овладевает его членами и возрастает поддержка нового курса действий, нерешительность исчезает и заинтересованные лица решают двигаться в заданном направлении. Э.т. хорошо известен в экономике, политике и социологии. Разные исследователи присваивают свои названия Э.т., исходя из собственной оценки важности того или иного фактора в цепочках причинно-следственных связей, приводящих к его возникновению: рефлексия, момент движения, эффект толпы, умножения и др. Напр., Э.т. на финансовых рынках Дж. Сорос называет рефлексией. Как только определенное число брокеров фондового рынка или валютных дилеров решают продавать акции или валют), другие начинают верить, что цены или курс обмена падают. Они бросаются продавать, и это ускоряет падение цен и обменных курсов. И наоборот, если многие убеждены, что валюта или акции идут вверх, то они торопятся покупать и курс повышается еще больше. В социально-экономических системах Э.т. умножает воздействие коллектива на капитал организации, увеличивая или уменьшая его за счет голосов, вкладов и др. Э.т. в политике имеет место, когда возникает общее убеждение в верности выбранной идеологии, необходимости поддержки политического курса, избрания кандидата. Конечно, могут возникать конфликты, противоположные взгляды и расхождения. Но в данный момент убежденность в неизбежности того, что должно произойти, становится более распространенной и поэтому более важной. Она набирает силу, т. к. каждый начинает считаться с этим и действовать соответственно. Э.т. в политике важен потому, что он повышает легитимность власти, является источником политического капитала — общественного мнения. Триумф становится силой общего убеждения, переходящей в социальное действие, как способ разрешения проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей общества. Он придает силы и авторитет тем, кто стоит у власти. Они и их сторонники приветствуют нарастающее движение, которое способствует претворению идеи в жизнь. Э.т. особенно важен в ситуациях нерешительности, когда возникает скрытый или явный конфликт и возможны разные курсы действий.

Источник: Информационный менеджмент механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. Словарь-справочник.-Москва Академический Проект 2020.-506 с.