(ЕГЭ) Повсеместное введение ЕГЭ — важная составная часть реформы системы образования России. Это письменное испытание по различным предметам школьной программы, призванное свести воедино выпускной экзамен в школе и вступительный в вузе, повысив при этом объективность выставляемых оценок. Плюс к этому все выпускники региона (или нескольких регионов, расположенных в одном часовом поясе) окажутся в равных условиях, потому что в одно и то же время получат листы с совершенно одинаковыми заданиями.
Первыми участниками эксперимента по проведению ЕГЭ, стартовавшего в 1999–2000 учебном году, стали выпускники средних школ пяти регионов РФ. На следующий год их число было увеличено до 16. В 2005 г. в эксперименте участвовали представители уже 78 регионов. Если в 2004 г. ЕГЭ сдавали 982 тыс. выпускников школ, то в 2005 г. — 1 млн. 200 тыс. человек. В 2005–2006 гг. апробация процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах РФ будет завершена. Переход на «штатный режим» планируется в 2008 г.
Сторонники введения единого экзамена утверждают, что в результате больше всего выиграют сами школьники. Во-первых, никому больше не будет грозить необъективность оценки — проверкой работ «займется» частично компьютер, частично — комиссия из независимых экспертов. Во-вторых, абитуриенты избавятся от необходимости дважды (в школе и в вузе) сдавать один и тот же экзамен, а те из них, кто предполагает учиться в другом городе, еще и сэкономят немалые средства — достаточно будет просто послать в приемную комиссию документы и результаты ЕГЭ. Наконец, прием в вузы будет осуществляться на более справедливой основе: во вступительном конкурсе победит тот, кто объективно показал лучшие знания.
Есть и противники, которые выдвигают свои контраргументы.
Как можно объективно оценить глубину знаний учащегося, если отказаться от традиционных форм проведения экзамена — устной беседы с экзаменатором, решения задач, сочинения? Тестирование — более примитивная форма проверки знаний. Тестируемый мыслит в плоскости «да — нет», а порой и просто «играет в угадайку». Где же тут объективность? Как свидетельствуют результаты опросов ВЦИОМ, три четверти россиян (77%) что-то знают о ЕГЭ. Из них 48% узнали о новой форме сдачи государственных экзаменов из СМИ, а 29% — из рассказов родственников, знакомых либо уже сами сталкивались с ней непосредственно. Приходилось иметь дело с этой системой самим или членам семей 40% респондентов 18–24 лет. Наименее известен ЕГЭ в Москве и Санкт-Петербурге: здесь с ним сталкивались на практике 22% респондентов, тогда как в других городах — от 29 до 33%. Среди столичных жителей 61% знают о новой системе поступления в вузы только из СМИ (за пределами столиц — не более 50%). Еще меньше информированы сельские жители: среди них 24% ничего не знают о нововведении (в Москве и Санкт-Петербурге — только 14%).
К замене вступительных экзаменов в вузы на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся скорее позитивно 40% опрошенных, скорее негативно — 26%. Но процесс постепенного распространения ЕГЭ не ведет к повышению лояльности россиян к этой системе, скорее напротив, разочаровывает их. Доля тех, кто отнесся к этой идее «целиком положительно», по сравнению с сентябрем 2003 г. сократилась более чем вдвое — с 23 до 11%. Почти на столько же увеличилось число затруднившихся выразить свое отношение — с 11 до 21%. В Москве и Санкт-Петербурге доля противников ЕГЭ уже незначительно превысила сторонников (+32% и –34%).
В других населенных пунктах отношение к новой системе более позитивное. Затруднились отметить преимущества ЕГЭ 39% опрошенных (от 25% в группе 18–24-летних до 62% — в группе от 60 лет и старше). Наиболее важными положительными аспектами россияне считают обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов для поступления в престижные вузы страны (25%); упрощение процедуры поступления в вузы (21%), а также уменьшение коррупции на стадии поступления в вузы (19%, среди респондентов 18–24 лет — 27%). Приближение российского образования к общепринятым международным стандартам отметили 14% опрошенных. Стандартизацию оценки знаний по стране в целом, снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов, улучшение качества подготовки и знаний учащихся указывали реже — по 7% респондентов. Респонденты из крупных городов (24%) чаще столичных жителей (18%) акцентируют внимание на возможном в связи с ЕГЭ уменьшении коррупции на стадии поступления в вузы.
Главные риски при переходе к ЕГЭ, полагают опрошенные — нивелирование индивидуальных особенностей учащихся (24%), формальность, поверхностность проверки знаний учащихся (22%, в группе 18–24-летних — 30%), усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (22%). Реже отмечаются утрата традиций и особенностей российской школы (16%), ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (12%), снижение роли учителя при оценке знаний учеников (11%), углубление различий между вузами с точки зрения контингента учащихся (6%). Москвичи и петербуржцы чаще прогнозируют усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (35%), утрату российской школой своих традиций и особенностей (24%), реже — ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (8%).
Е. И. Пахомова
212.73 кб