ЕДИНАЯ НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

Найдено 1 определение
ЕДИНАЯ НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
среднее число избирателей в избирательном округе, определяемое путем деления общего числа избирателей на количество избирательных округов. Иногда в значении «единая норма представительства» употребляют термин метр избирательный.
Например, в 2003 г. единая норма представительства для проведения выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва по одномандатным округам составила 478 458 избирателей. И именно на основе этого числа был составлена схема одномандатных округов, утвержденная федеральным законом от 04 июля 2003 г. № 93-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва». Периодический перерасчет единой нормы представительства важен особенно в условиях существенной миграционной динамики населения и различий между территориями в динамике смертности/рождаемости. В том же 2003 г. в результате перерасчета «дополнительные» округа появились в Краснодарском крае и Дагестане, тогда как в Мурманской и Иркутской областях количество округов уменьшилось.
При нарезке округов, с одной стороны, неизбежно происходит естественное отклонение от единой нормы представительства в силу существенных количественных различий в численности избирателей, проживающих на соответствующих территориях, с другой — некоторые отклонения допускаются законом. Например, в соответствии с законодательством РФ, регулирующим выборы в Государственную Думу ФС РФ по одномандатным округам (до их отмены), в субъектах РФ должно было быть образовано не менее одного округа, в том числе в тех субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Естественно, что такая норма приводит к существенным отклонениям от единой нормы представительства. Соответственно методика определения количества округов в субъектах РФ в 2003 г. предполагала следующее: определение количества округов в субъектах РФ, численность избирателей в которых превышала единую норму представительства (в 2003 г. было 187 таких округов); определение количества округов в субъектах РФ, численность избирателей в которых была меньше единой нормы представительства (в 2003 г. был 21 такой субъект РФ и соответственно такой округ); определение субъектов РФ, которым «отходят» нераспределенные округа (в 2003 г. было 17 таких нераспределенных округов). Методика этого определения проста и заключается в расчете наибольших дробных частей, полученных от деления численности избирателей субъекта РФ на единую норму представительства.
Очевидно, любые отклонения от единой нормы представительства нарушают принцип равенства избирательных прав граждан, ибо делают один голос «весомее» в сравнении с другим. Более того, существуют нормативные правовые акты, декларирующие недопустимость влияния на «вес» голоса избирательной системы. Так, в подпункте «а» пункта 1 статьи 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, принятой 7 октября 2002 г., указано, что «каждый гражданин имеет один голос или равное с другими гражданами число голосов и вправе осуществить наравне с другими гражданами свое право голосовать, причем его голос (голоса) имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, при этом на вес голоса (голосов) избирателя не должна влиять применяемая в государстве избирательная система». С другой стороны, Европейская комиссия по правам человека в 1981 г. признала, что снижение веса голосов в густонаселенных районах в пользу повышения веса голосов избирателей, проживающих в территориях с малочисленным населением, возможно и не противоречит европейским стандартам в сфере избирательного права.
Практика российского национального регулирования пошла по второму пути, учитывающему объективные электоральные реальности, связанные с отклонениями от единой нормы представительства. Так, в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.11.1998 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”» отмечалось, что «демократический принцип равных выборов и обязанность государства гарантировать равенство избирательных прав граждан, с одной стороны, и принципы федерализма и равноправия субъектов Федерации, с другой, могут в известной мере входить в юридическое противоречие». И далее: «Как свидетельствует опыт современных федеративных государств, законодатель, с учетом особенностей территориального устройства и размещения населения, а также в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека и гражданина, допускает в качестве вынужденной меры определенные отступления от общей нормы представительства, т. е. прибегает к ограничению равного избирательного права в пользу принципов федерализма. Подобного рода диспропорции в избирательной системе не могут считаться результатом произвола и злоупотреблений».
Помимо единой нормы представительства для составления схем избирательных округов могут использоваться и иные методики (например, средняя норма представительства).
К. В. Киселев

Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.

|