ДУША
ДУША
нематериальное (метафизическое), духовное, бессмертное начало в человеке, определяющее его внутреннее чувство. В Д. человека складываются нравственные суждения, что отражается таким качеством, присущим Д., как совесть (см. Совесть). В Д. человека вырабатываются такие представления и качества, как честь, долг, самопожертвование, отважность, решимость, трудолюбие, и, наоборот, безнравственные начала, присущие личности. Христианство рассматривает Д. человека как бесплотное тело (футляр, хранилище, вместилище) не только своего личностного духа, но и других духов. Д. может быть и падшей, что отражается в народных поговорках: «Грешное тело и Д. съело», «Одна Д., и та не хороша». Собственный дух (см. Дух) в этом смысле выше Д., и именно дух человека, сотворённый как «образ и подобие Божие», прежде всего отличает человека от животного. Животное имеет смертную Д., но не имеет богоподобных свойств. Бессмертная Д. человека, вмещая в себя богоподобный дух личности, имеет все возможности для духовного развития. В идеале она может вплотную приблизиться к духовному совершенству Самого Бога. С другой стороны, Д. человека интересна не только Богу, ожидающему от человека духовного роста, но и диаволу (сатане) как олицетворению злых помыслов и их осуществлению. Поскольку Д. подвержена заинтересованному влиянию падших духов (демонов), то она имеет равные возможности и для духовного падения (так, например, в Д. может поселиться и дух сатаны). Дух Божий и дух сатаны действуют повсюду, оказывая воздействие на весь род человеческий. Метафизическая борьба духов за Д. людей идёт именно в Д. людей. В Д. человека происходит борьба добра (всё, что от Бога) и зла (всё, что от сатаны). В Д. находится «рай» или «ад»; то есть это не какие‑то обособленные места метафизического мира, а конкретные состояния Д., в которых уже при жизни может оказаться дух конкретного человека.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
ДУША
духовный мир человека, воспринимаемый сквозь призму коммунистического сознания. В советской интерпретации из слова Д. изъято трансцендентное содержание. Упор делается на оттенок, проявляющийся в таких словосочетаниях, как «говорить с душой», «вложить в дело душу» и т. п. Д. определяет отношение людей к работе, к общественной деятельности, к учебе, к коллективу и используется в значении, близком к понятиям «горячо», «с увлечением», «с чувством». Советская пропаганда обращается к слову Д. в случаях, когда естественным было бы говорить всего лишь о добросовестном отношении к делу и прилежании. Обыгрывая традиционное содержание этого слова, пропаганда преследует ряд целей - идеологических и прагматических. Прозаически заземляя духовное понятие на текущих, явно материалистических явлениях, советская пропаганда разрывает связь между Д. и религией. Возвышая с помощью Д. обыденные явления советской действительности, она стремится сделать их более значительными, глубокими, придает им особый смысл, чтобы создать у советских людей иллюзию, будто они обладают богатствами и ценностями всего государства. За требованием относиться к государственной собственности «с душой» скрыт призыв к советскому человеку видеть в тяжелой, непосильной, часто унижающей его достоинство работе нравственную потребность. И наконец, назначение слова — побудить социально индифферентных советских людей следовать примеру надуманных литературных героев, которые, в соответствии со схемами социалистического реализма, относятся к своим производственно-общественным обязанностям по-особому, «с душой».
ПРИМЕРЫ: «На этом стоит и будет стоять новая историческая общность людей - советский народ, где каждый вносит частицу своей души в общее дело...» («Советская культура», 2 июня 1978, с. 3.) «Таких строек, возведенных с душой, становилось год от году больше». («Красная Звезда», 2 июня 1981, с. 4.) «Если мы хотим, чтобы при ферме был человек с душой, то и относиться к нему надо тоже с душой». («Правда», 25 декабря 1983, с. 3.)
ПРИМЕРЫ: «На этом стоит и будет стоять новая историческая общность людей - советский народ, где каждый вносит частицу своей души в общее дело...» («Советская культура», 2 июня 1978, с. 3.) «Таких строек, возведенных с душой, становилось год от году больше». («Красная Звезда», 2 июня 1981, с. 4.) «Если мы хотим, чтобы при ферме был человек с душой, то и относиться к нему надо тоже с душой». («Правда», 25 декабря 1983, с. 3.)
Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.