юридически устанавливаемая между избирательными округами возможная разница в численности избирателей в рамках единой нормы представительства. Нарушения допустимого взаимного отклонения часто связаны с джерримендерингом.
В подпункте «а» пункта 4 статьи 18 федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что при образовании избирательных округов «соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях — 15 процентов от средней нормы представительства избирателей».
Из этого общего правила законодатель иногда делает исключения, как правило, связанные, во-первых, с учетом интересов субъектов федерации, административных или муниципальных образований, во-вторых, с необходимостью обеспечения интересов малочисленных народов в местах их компактного проживания, а также иных факторов. Например, в подпункте «б» пункта 4 статьи 18 того же закона указано, что «при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов».
Стремление обеспечить представительство интересов всех субъектов федерации на практике приводило к значительным отклонениям от принципов равенства. Например, на выборах в Государственную Думу до отказа от смешанной избирательной системы разница между численностью избирателей в небольших автономных округах (Эвенкийский, Корякский, Таймырский и др.) и округах, сформированных в других субъектах РФ, иногда превышала 5000 %, т. е. была соответственно больше или меньше примерно в 50 раз.
Манипуляции в интересах тех или иных территорий или лиц с установлением допустимого взаимного отклонения в мировой и отечественной практике встречаются достаточно часто. При этом нужно учитывать, что добиться математического равенства численности избирателей в округах не представляется возможным, хотя различные методы, позволяющие в той или иной степени сгладить размер допустимого взаимного отклонения, существуют.
К. В. Киселев
ДОПУСТИМОЕ ВЗАИМНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ
ДОПУСТИМОЕ ВЗАИМНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ
Источник: Терминологический толковый словарь по дипломатическому и консульскому праву.