ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Добролюбов Николай Александрович
(родился в 1836 г., умер в 1861 г.) - великий русский критик и революционер. Друг и ближайший соратник Н. Г. Чернышевского, виднейший сотрудник самого передового журнала того времени - «Современник». «..Даже в крепостной России Добролюбов и Чернышевский умели говорить правду то молчанием о манифесте 19 февраля 1861 г., то высмеиванием и шельмованием тогдашних либералов...» (Ленин). Добролюбов - «писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания» (Ленин). Маркс и Энгельс высоко ценили его произведения. Добролюбов требовал от художественного произведения правдивого изображения действительности и революционной критики существующего общественного строя. Добролюбов умер очень рано, но оставил большое литературное наследство. Его знаменитые статьи: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Когда же придет настоящий день?» и другие до сих пор являются образцом литературной критики.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836-1861)
литературный критик, публицист. Революционный демократизм Д. отличался конкретностью и радикальностью, соединенной с верой IB то, что идейно-психологические различия угнетенных классов играют огромную роль в освободительном движении. Будущее России Д. видел в победе i народной революции, считая, что она должна идти тем же путем революций. Которым шла Западная Европа в борьбе I с феодализмом. С революцией Д. связывал возможность быстрее пройти стадии, "фазисы" развития, которые уже прошла Западная Европа. Вслед за Н. Г. Чернышевским Д. полагал возможным путь некапиталистического развития России, использования крестьянской поземельной общины как основы построения социалистического общества. Главной тенденцией исторического прогресса Д. считал "борьбу аристократии с демократией, людей трудящихся с дармоедами". В отличие от Чернышевского, связывавшего с просвещением народных масс подготовку к революционным действиям, Д. считал крестьянство не только способным к революции, но и способным в любой момент начать ее, стоит лишь организовать его "живые силы". По его мнению, ни просвещение, ни тайные организации, ни литература не могут поднять народ против самодержавия, если он сам не почувствует потребности искоренить социальное зло. Противоречивость политического идеала Д. заключалась в синтезировании некоторых черт правового государства с элементами общинного самоуправления. При этом юридическое равенство граждан правового государства расширялось до их социального равенства.

Источник: Политология: Словарь-справочник

|