пропагандистское представление обычаев, поступков, социальных ситуаций, популяризуемых советскими властями. Явления, определяемые как Д. т., отнюдь не являются типичными или устоявшимися нормами поведения в советском обществе. Так, пропаганда утверждает, что Д. т. стало участие жителей городов в сельскохозяйственных работах. В действительности это участие организуется и обеспечивается в принудительном порядке партийным начальством, и если его и можно считать советской «традицией» , то отнюдь не доброй. Часто за выражением Д. т. вообще не стоит ничего конкретного. Тогда смысл понятия неопределенен и расплывчат: «Стало Д. т. отмечать трудовые праздники», «Сделалось Д. т. серьезное отношение к выполняемой работе». Искусственно насаждаемые формы социальной и экономической жизни руководство преподносит как инициативу масс и называет Д. т., укрепляя в общественном сознании мысль, будто в коммунистическом обществе происходит слияние народного и государственного, желаемого и должного. На этом умозрительном идеологическом стыке создаются и насильственно навязываются новые Д. т., часто восходящие к исторически сложившимся национальным устоям и не имеющие ничего общего ни с «единством партии и народа», ни с «коммунистической сознательностью». Слово «традиция» в пропагандистском обращении без определения «добрый» («хороший» , «славный» и т. д.) обычно не используется. Тем самым формируется убеждение, что обычаи, по отношению к которым не употребляются указанные характеристики (религиозные, например), являются недобрыми — вредными, негуманными, антиобщественными.
Насильственное, вопреки общественным потребностям, насаждение в массовом сознании искусственных «добрых» обычаев осуществляется за счет подлинных традиций и ведет к распаду в советском обществе реальных общечеловеческих и нравственных ценностей.
ПРИМЕРЫ: «У нас стало доброй традицией - часть заработка, личных накоплений вносить в Фонд мира». («Агитатор», 1983, № 22, с. 38.) «У московских транспортников сложилась добрая традиция - помогать сельским труженикам в уборке урожая». («Социалистическая индустрия», 4 мая 1978, с. 3.) «Всесоюзные совещания молодых писателей полностью оправдали себя, стали нашей доброй традицией». («Литературная газета», 21 марта 1979, с. 2.)
0.00 байт
Традиционные подходы к исследованию добровольного труда
В статье анализируются традиционные научные подходы к пониманию добровольного труда. Новизна работы обусловлена недостаточной проработанностью данной темы в российской науке.