Дети Розенталя

Найдено 1 определение
"Дети Розенталя"
В марте 2005 г. общественность страны широко обсуждала спектакль Большого театра «Дети Розенталя» — оперу, написанную композитором Л. Десятниковым по либретто писателя В. Сорокина. Молодежное движение «Идущие вместе» в течение нескольких недель проводило пикеты около Большого театра. Основное обвинение против спектакля состояло в безнравственности автора либретто В. Сорокина. В «Детях Розенталя» персонажами являются «клоны» великих композиторов XIX в. — Чайковского, Мусоргского, Вагнера и Верди, а само действие происходит в современной Москве, в районе «трех вокзалов». Обсуждение «Детей Розенталя» по принципу «я не видел, но осуждаю» стало во многом знаковым для современного состояния морали и культуры в стране.
Развитие скандала вокруг оперы вызвало достаточно широкий интерес россиян, в том числе и тех, кто не интересуется ни музыкой, ни Большим театром. 13% опрошенных внимательно следили за обсуждением постановки, еще 30% — «кое-что слышали».
По мнению 49% опрошенных, «на сцене Большого театра должны идти только спектакли классического репертуара», а право современного оперного искусства на «отражение современной жизни во всех ее проявлениях» признали 26% россиян. Лишь в группе относительно молодых людей до 35 лет голоса «за» и «против» разделились примерно поровну, а в более старших возрастных группах свыше 65% опрошенных против «безнравственной» постановки.
Активность депутатов Государственной думы, по мнению значительной части опрошенных, вызвана отнюдь не только заботой о духовности граждан, о судьбе отечественной культуры (так считают 25% респондентов). Среди иных мотивов назывались политические интересы, самореклама (22%), а также коммерческие интересы некоторых влиятельных кругов (13%). В частности, опрошенные имели в виду значительные бюджетные деньги, направляемые на реконструкцию Большого театра (около 1 млрд. долл.), и, соответственно, желание поучаствовать в их освоении.
Скандал вокруг «Детей Розенталя» во многом стал отражением вкусов и настроений современного массового сознания, тягой к «простому, понятному и красивому», вызванной усталостью общества от потрясений и экспериментов предшествующих десятилетий. Но одновременно в его развитии проявилась борьба между отдельными группировками в верхних эшелонах власти, их стремление взять или сохранить под своим контролем наиболее значимые финансовые потоки, «оросившие» в силу бюджетного профицита и некоторые объекты культуры и искусства.
Л. Г. Бызов

Источник: Словарь политических терминов.