ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

День народного единства
4 ноября 2005 г. в России впервые отмечался новый праздник — День народного единства. Исследование ВЦИОМ, проведенное накануне его, показало, что история продолжает раскалывать современное российское общество. Правда, противостояние постепенно теряет свою политическую актуальность и скорее становится предметом вкусов и эстетических пристрастий.
Так, 56% россиян полагают, что политическое противостояние между «красными» и «белыми» давно ушло в прошлое, стало уделом историков. Впрочем, 25% опрошенных считают, что оно продолжается до сих пор, и примирения в обществе так и не произошло. Эту точку зрения в определенной степени подтверждает дискуссия о судьбе уже не столько «дела», сколько «тела» В. Ленина. 38% россиян выступают за то, чтобы захоронить тело Ленина как можно скорее, 24% респондентов полагают, что это решение в принципе правильное, но несвоевременное, его надо принимать позже, когда сменятся поколения; 31 % уверены, что тело Ленина следует оставить в Мавзолее на Красной площади.
В случае проведения референдума в поддержку перезахоронения высказались бы активные сторонники этого решения, которых чуть менее 40%, а также некоторая часть тех, кто в принципе «за», но считает правильным не торопиться. Всего «за» высказались бы 52% россиян, а 37% — «против». Из них 9% готовы подтвердить свое решение участием в различных акциях протеста.
Можно сделать вывод, что большая часть общества в целом готова поддержать перезахоронение Ленина, но общественному примирению и согласию эта акция явно способствовать не будет.
Весьма дискуссионным стало решение о переносе праздника «примирения и согласия» с 7 ноября на 4 ноября и изменение его названия на «день народного единства». Для большинства россиян красный день календаря был давно лишен идеологического содержания — только 29% видели в нем собственно годовщину Великого Октября, для 8% он был трагической страницей в истории страны. Не намного больше (17%) тех, кто отмечал 7 ноября как День примирения и согласия. Для остальной части опрошенных (почти 40%), это был просто старый праздник, памятный с детства. Результаты качественного исследования показали, что для многих опрошенных 7 ноября сопоставимо с такими датами, как День Победы, 1 Мая. Несмотря на свое «революционное» название, он давно перешел из разряда идеологических в «народный», «коллективный», поэтому общество не видит необходимости его упразднения из политических соображений. Это обстоятельство и предопределяет настороженное отношение к нововведению власти. 31% опрошенных относится к этому положительно (в том числе 9% — безусловно положительно), и 46% отрицательно (в том числе 17% безусловно отрицательно).
Не вполне понятен россиянам и конкретный повод для праздника — годовщина освобождения России от польско-литовского нашествия. Слишком уж это давняя история. Впрочем, и другие даты из этого ряда не вызывают однозначного одобрения как повода для «народного единства». За годовщину Крещения Руси высказались 9%, за годовщину победы над Наполеоном 4%, столько же, сколько и за дату отмены крепостного права. Еще меньше желающих праздновать «народное единство» в годовщину Куликовской битвы, в день воссоединения Украины и России, в годовщину Полтавского сражения или в день рождения А. Пушкина. Итак, пока большинством россиян новый праздник воспринимается настороженно. Большую роль играет и эмоциональный фактор: около двух третей опрошенных пока считают новый праздник неравноценной заменой 7 ноября.
Л. Г. Бызов

Источник: Словарь политических терминов.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
общенациональный праздник России, отмечаемый 4 ноября.
Первый раз в новейшей истории России был отпразднован в 2005 г., чему предшествовал ряд важнейших событий. В сентябре 2004 г. Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне — как общенациональный праздник, объединяющий все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день праздничным взамен вызывающего неоднозначные эмоции у сильно дифференцированного по социальному и имущественному положению, конфессиональному составу российского народа дня 7 ноября. После этого в Государственную Думу России группой депутатов от «Единой России» был внесен законопроект, по которому праздник 7 ноября — День согласия и примирения — будет отменен, а взамен появится День народного единства, который будет отмечаться 4 ноября.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Решение о праздновании Дня народного единства было принято 16 декабря 2004 г. Госдумой РФ, положив начало восстановлению вековой российской традиции — победа Нижегородского ополчения ежегодно и всенародно отмечалась в стране на протяжении 268 лет — с 1649 по 1917 гг.
На 4 ноября приходился один из главных православных праздников — День иконы Казанской Божией Матери — духовного символа освобождения от иноземных захватчиков русской столицы. Именно списки с этой иконы, чудесным образом обретенной в Казани в 1579 г., помогли в боях с оккупантами сначала первому земскому ополчению, а затем и второму, которое во главе с князем Д. Пожарским выбило поляков из Москвы. Тогда, в ноябре 1612 г., наступил коренной перелом в деле преодоления Смуты и борьбы с иностранной интервенцией. Причем этого добились не армия, не собранное властями войско, а народное ополчение, самоорганизованное движение. Это единственный подобный случай в российской истории.
Восстановление российской государственности силами народа, который, изгнав польских интервентов, сам выбрал новую власть, и выведение родословной современной России от 4 ноября 1612 г. и является политическим смыслом праздника.
Действительно, тогда Россия спаслась от одной из самых больших опасностей, которые ей грозили в истории. Полная потеря Россией суверенитета была более чем реальной. Демографические, экономические, финансовые, политические и военные возможности Польши были значительно выше российских — только по населению Россия уступала Польше почти в 2 раза (7 млн против 12 млн чел.). Прибавим к этому предательство компрадорской клики — бояр, присягнувших королевичу Владиславу (для полностью легитимной передачи власти не хватало только подписи патриарха Гермогена) и получим совершенно бесперспективную картину дальнейшей истории России под ляхо-литовским игом, в которой не нашлось бы место ни для величия Российской империи эпохи Романовых, ни для достижений и побед СССР.
Здоровые силы нашлись среди церковного сословия (патриарх Гермоген, отказавшийся признать польского государя, за что был уморен голодом, монахи Троице-Сергеевой лавры, рассылавшие призывные грамоты по России), простого люда (нижегородский мясник К. Минин, костромской крестьянин И. Сусанин), некоторых представителей дворянства (рязанский дворянин П. Ляпунов, начавший первое ополчение, зарубленный казаками, при попытке усмирить мародерство, князь Д. Пожарский). И все они главным образом были представители провинции.
4 ноября, в отличие от всех остальных государственных праздников, по смыслу — праздник регионов, которые традиционно недооцениваются, день, когда Москва может и должна отдать долг чести российским городам, которые не дали ей впасть в измену.
От старого, укорененного в истории праздника, Дню народного единства достались в наследство многие прекрасные традиции. В этот день на Руси было принято прощать старые долги, дарить подарки, отдавать нищим старые вещи и т. п.
Минин и Пожарский собирали всех на оборону Москвы колокольным звоном. Так и повелось, что все в этот день дарили друг другу колокольчики и в память о звоне в тот день ходили и звонили в них. 4 ноября еще называли «Казанская-гулянская» — в те дни мужики приходили с промыслов и встречались со своими семьями.
В ноябре основные сельскохозяйственные дела сделаны, остались зазимки, домашние работы и приведение в порядок инвентаря. В этот день в старину пробовали домашние настойки, которые ставили в сентябре, и звали в гости соседей и друзей на медовуху и пиво. Старались в старину на Казанскую свадьбу сыграть, так как предполагали: «Кто на Казанской женится, счастлив будет», потому что «Казанская — бабья заступница».
К сожалению, антироссийские силы, стремящиеся к разъединению, а не к объединению общества, в первый же год празднования нового праздника стремились омрачить его различными провокациями, среди которых был и т. н. «Русский марш», несанкционированное шествие якобы русских патриотов, к которому примкнули нацисты с фашистской символикой. Это тут же дало повод на Западе и в либеральной среде говорить о «русском фашизме».
Когда в 2006 г. аналогичный марш был властями запрещен, то те, кто ругал национализм, внезапно выступили за «Русский марш», потому что лишились повода его разоблачать. Судя по составу участников, оппозиция — как ультралиберальная, так и ультранационалистическая — координируется из структур, связанных с беглыми олигархами (Березовский, Невзлин и проч.).

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
243.64 кб

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА: ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРАЗДНИКА

В. Н. Ефремова