в современной философии политики и права — совокупность теоретических разработок, содержащих трактовки существа демократии как политического режима и как строя жизни общества, критериев ее определения и отличения, проблем ее оснований, предпосылок, моделей, путей ее формирования, сохранения и развития в условиях современных вызовов. Точкой отсчета для различения обозначенных теорий служит максималистская формулировка А. Линкольна, определившего в «Геттисбергском послании» демократию как «правление, исходящее от народа, осуществляемое самим народом и в интересах народа». Основное различие между современными вариантами Д.Т. состоит в характере нормативной трактовки роли народа в реальном политическом процессе. В зависимости от ответа на этот вопрос Д.Т. можно разделить на минималистские, максималистские и носящие промежуточный характер. Авторы минималистских Д.Т. основное значение придают свободе индивида, а народу отводят в политическом процессе довольно ограниченную роль, сводя существо демократии к политической конкуренции элит (Й. Шумпетер), механизмам мирной смены власти (К. Поппер), соблюдению формальных демократических процедур (Н. Боббио) или к подчинению конфликтующих сил результатам голосования (А. Пшеворски). Авторы максималистских Д.Т., напротив, считают необходимым и благотворным широкое участие граждан в подготовке, принятии и контроле за исполнением политических решений. При этом сторонники идентитарной версии Д.Т. (неоруссоизм) делают акцент на единой монолитной воле народа, партисипаторной версии Д.Т., или теорий «демократии участия» (Б. Барбер, К. Пейтмен) — на организующей и воспитывающей роли политического участия на всех уровнях принятия решений, а сторонники концепций полисферной демократии и демократии как образа жизни (Дж. Дьюи, Дж.Дж. Стур) — на необходимости прямого участия граждан в управлении во всех областях общественной жизни. Разработчики Д.Т. промежуточного плана (в особенности — плюралистической теории демократии, или теории полиархии) придают особое значение множественности центров реальной власти, соперничеству групп в политике, контролю граждан над лидерами (Г. Ласки, Р. Даль). К теориям этой группы относится и концепция «согласительной демократии» (А. Лийпхарт), предлагающая специальные правила демократического политического процесса для государств с глубокой религиозно-культурной сегментацией населения. В последние десятилетия к сложившимся ранее Д.Т. добавляются трактовки смысла демократии с позиций теории систем (Н. Луман и др.), концепции перехода к демократии и «волн демократизации» в масштабе мира в целом (Д.А. Растоу, С. Хантингтон, Л. Даймонд, Т. Карозерс и др.), «транснациональной демократии» (Д. Хелд, Т. Макгрю), «делиберативной демократии», основанной на специальных процедурах непрофессионального заинтересованного обсуждения (Ю. Хабермас, Й. Элстер), а также «электронной» (или «цифровой») демократии (Г. Краух, С. Клифт), связанной с использованием современных телематических средств для осуществления прямого участия граждан в обсуждении и подготовке или даже принятии политических решений.
А.Г. Сытин
0.00 байт
КЕЛЬЗЕН О ДЕМОКРАТИИ: ТЕОРИЯ И ЕЕ ВРЕМЯ
В настоящей работе представлен анализ теории демократии Ганса Кельзена. Автор предлагает вернуться к рассмотрению ряда неоднозначных моментов (заблуждений), связанных с его теоретическими воззрениями в данной области.