Демографический спад, повышение социальной нагрузки на молодое поколение

Найдено 1 определение
Демографический спад, повышение социальной нагрузки на молодое поколение

Президент РФ В. Путин:
«Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад. Уже в ближайшем будущем мы можем столкнуться с нехваткой рабочей силы, повышением социальной нагрузки на молодое поколение работающих».
(Послание 2004 года.)
Демографическая ситуация в России характеризуется рядом негативных тенденций: падает рождаемость, на высоком уровне держится смертность среди трудоспособного населения – то есть население России стареет. Это представляет угрозу национальной экономике (см. Демографические проблемы России; Нехватка рабочей силы; Рождаемость в России).
Доля людей в возрасте 60 лет и старше в России превысила 18%. По демографическим меркам это уже критическая черта. А в отдельных регионах, и особенно на селе, треть населения – пожилые люди. И содержать их должно общество. По данным Института социальноэкономических проблем народонаселения РАН, по сравнению с 1990 годом нагрузка на экономически активное население возросла на 50%. В 1990 году в России на тысячу занятых приходилось 435 пенсионеров, в 1995 году – 553. А сегодня тысяча работающих содержит уже более 700 стариков и инвалидов. Население в России стареет теми же темпами, что и в экономически развитых странах, и уже сейчас на одного пенсионера в среднем приходится 1, 6 работающих.
Численность экономически активного населения к концу декабря 2004 года составила 72, 9 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.
По прогнозам, примерно в 2035 году в России сравняется число работающих и число пенсионеров.
В связи со старением населения возникает опасность дефицита рабочей силы, увеличение нагрузки на трудоспособное население, повышение нагрузки на систему здравоохранения, а также обострение проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий.
Снизить нагрузку на работающее население можно тремя путями:
–направленной миграционной политикой по привлечению рабочих рук (см. Миграционная политика. Стратегия иммиграционной политики);
–повышением пенсионного возраста;
–понижением размеров пенсий.
В 2003 году на саммите Европейского союза в Брюсселе было принято решение увеличить к 2010 году средний (для мужчин и женщин) пенсионный возраст в странах Евросоюза до 65 лет. Пока он составляет 62, 5 года.
В Израиле мужчины выходят на пенсию в 67 лет, женщины – в 62 года. В Канаде пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин – 65 лет. Официальный возраст выхода на пенсию в Великобритании составляет 60 лет для женщин и 65 – для мужчин.
Советник председателя Пенсионного фонда РФ В. Вьюницкий: «Чтобы пенсионная система была финансово стабильной, нужно как минимум два работающих (на одного пенсионера), чтобы в ней ничего не менять – нужно минимум три».
Председатель правления Пенсионного фонда России Г. Батанов: «Повышение пенсионного возраста – вызов времени и общемировая тенденция. <…> Многие страны приходят к постепенной передвижке пенсионного возраста. Мы никуда не денемся от этого, нам придется заниматься этой проблемой. Но это решение политическое, и должно быть согласие на его осуществление в обществе».

Источник: Словарь текущей политики