Данилевский, Николай Яковлевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
1822-1885) — русский философ, социолог, культуролог, публицист, автор теории культурно-исторических типов — предшественницы концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В своей главной работе «Россия и Европа» (1871) Данилевский изложил оригинальную концепцию культурно-исторического процесса, выделив 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), романо-германский (европейский), каждый из которых проходит стадии становления, расцвета, старения и гибели. По Данилевскому, развитие истории происходит путем смены культурно-исторических типов, находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. «Исторически перспективным» он считал славянский тип, противостоящий цивилизациям Запада. Опираясь на идеи географического детерминизма, Данилевский отмечал роль внешних факторов (географическое расположение, природно-климатические условия, фактор внешней угрозы и пр.) в формировании государства. Основные работы: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-российскому» (1871); «Сборник политических и экономических статей» (1890).

Источник: Новейший политологический словарь

Данилевский Николай Яковлевич
1822–1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. Идеолог панславизма – течения, провозглашавшего единство славянских народов. В своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Так же, как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый «культурно-исторический тип» проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от «этнографического» состояния через государственность до цивилизованного уровня. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны».

Источник: Философия политики: словарь персоналий

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
(1822–1885) – русский социолог, публицист, идеолог панславизма, окончил Петербургский университет. В книге «Россия и Европа» (1871), изложил взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому и предложил теорию локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Культурно-историческая концепция Данилевского оказала большое влияние на западную философию и социологию культуры, а её автор упоминается первым в ряду таких мыслителей, как О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и другие, объединенных общим критическим отношением к европоцентристской схеме общественного прогресса. Данилевский осуждал Запад за навязывание им своей культуры под фиговым листком «общечеловеческих ценностей» другим народам, отрицал факт существования единства человечества и общечеловеческой цивилизации. Против взглядов Данилевского выступила отечественная либеральная печать. Известный философ Вл. Соловьев окрестил учение «ползучей теорией», хотя его ранняя философско-историческая концепция, изложенная в «философских началах цельного знания», базировалась на представлении о том, что судьбы человеческой цивилизации определяют три мировые силы – Восток, Запад и славянский мир с Россией во главе. Идеи Данилевского оказали сильное воздействие на культурологию русского философа К.Н. Леонтьева, опубликовавшего в 1875 г. труд «Византизм и славянство», где выделялись стадии цикличного развития и срок жизни цивилизации в 1200 лет. Прошли годы и на рубеже тысячелетий «Россия и Европа» стала предостережением об опасности денационализации культуры, утраты разнообразия «нравственной народной самобытности» в результате установления всемирного господства европоцентризма или другого культурно-исторического типа.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885)
философ, публицист, естествоиспытатель.
В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, - "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869- 1871).
Данилевский - создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование "теория культурно-исторических типов". Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.
Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как "божий кнут" способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций.
В работе "Россия и Европа" Данилевский насчитывает десять "полноценных" культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский) 10)романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый культурно-исторический тип - славянский - более высокий, чем все предыдущие.
Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной - творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская будет трех- или даже четырехсоставной - творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем главным образом в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка).
В центре геополитической концепции Данилевского были: идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как "солнце славянства". Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать "третьим Римом" в образе "славянско-православного Рима".
Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянско-право-славных государства - русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое) и одно югославское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорватско-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершение всего - ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское - просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития.

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей