это империя, предоставляющая условия и добровольную возможность «подтянуться» народам провинций до уровня цивилизации титульного этноса империи. К этому типу принадлежат империи, развивающие провинции, то есть «дающие»: Римская («Рим»), Византийская («Второй Рим»), Российская («Третий Рим») с присущими им идеями права и справедливости. В противоположность варварской (колониальной или неоколониальной) Ц. и. даёт импульс развитию культур всех народов, её населяющих. Поэтому империи данного типа (например, Византийская) – самые большие долгожители. Лучшей формы государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования человечество за всю свою историю не выработало, и нет никаких оснований надеяться, что выработает. В силу своего статуса могущественной державы Ц. и. зачастую выполняют функцию международного арбитра, причём намного лучше, чем это делают специальные международные организации типа ООН. Согласно историку О. Егеру, Россия, возведённая императором Александром III на высокую степень могущества, получила решающий голос в делах европейских и азиатских, причём в этот период Россия не вела ни одной войны. Единство Ц. и. – во множестве населяющих её народов.
В рамках объединяющего цивилизационного имперского проекта можно сохранить суверенность, этническую самобытность, защитить народы от «катка» глобализма, уничтожающего национальную идентичность. Для граждан такой империи независимо от национальности и вероисповедания является честью ей служить (что было нормой в имперской России, независимо от того, немец ты, татарин или русский), а не прислуживать. Народам комфортно в Ц. и., поскольку любые формы национальной исключительности жёстко пресекаются, никому не позволяется притеснять малые народы. В Российской империи не было прибалтийских «лесных братьев», ОУН, УПА или иных массовых организаций нацистов, поскольку в ней провинции сохраняли свой национальный уклад, а национальные элиты вливались в имперскую элиту. В Финляндии благодарные потомки до сих пор бережно сохраняют памятники царского времени, несмотря на процветающую русофобию их нынешних властей. Ц. и., по А. Проханову, «это симфония. Это симфония народов, симфония языков, симфония пространств, симфония культур и верований. Это организация разрозненного, рассечённого человечества в огромную симфонию. Поэтому не надо бояться слова “империя”…»
0.00 байт
Основания и императивы стратегии цивилизационного развития России в XXI веке
Данная работа есть реакция на создание и становление общественно-политического движения «Русский Лад», которое объединяет в себе борьбу за коммунистические идеалы и борьбу за возрождение русского народа, его созидательную и народо