ЧЁРНАЯ СОТНЯ

Найдено 1 определение
ЧЁРНАЯ СОТНЯ
обобщенное название правоэкстремистских националистических организаций, существовавших в дореволюционной России. Термин «черная сотня» появился еще в средние века и первоначально не имел негативного значения. Так называлось податное посадское население-мелкие торговцы, ремесленники, платившие наряду с крестьянами подушную подать. В современном значении название Ч. С. стало использоваться в начале XX в. в силу того, что значительная часть членов и сторонников правоэкстремистских националистических организаций составляли мелкие торговцы и ремесленники, а также другие представители низшего слоя городского среднего класса. Черносотенное движение возникло в годы, предшествовавшие первой русской революции (1905—1907), в связи с нарастанием революционного движения и всплеском новой волны терроризма. Подобные события пугали не только правящую элиту, но и немалую часть народных низов, особенно малообразованных выходцев из деревни, проживавших в городах и занимавшихся традиционными видами ремесел и торговли. Эти люди боялись быстрых экономических и социальных перемен, ненавидели так называемых инородцев, особенно евреев, и интеллигенцию. Так же как и патриархальное крестьянство, данная часть городских низов сохраняла преданность монархии и церкви. Стихийный протест этой консервативной и реакционной по своим ценностным ориентациям социальной группы против разворачивающегося революционного движения вылился в многочисленные еврейские погромы, нападения на революционеров и убийства последних.
Во многих городах России возникли крайне правые националистические организации, получившие в силу вышеназванных причин обобщенное название «черносотенных». Наиболее крупными из них стали «Союз русского народа» и отколовшийся от него «Союз Михаила Архангела». Первый был создан в октябре 1905 г. в Санкт-Петербурге и быстро основал разветвленную сеть своих организаций во многих регионах России. Правящая монархия увидела в черносотенцах силу, на которую можно опереться в борьбе с революцией. Они получали денежные субсидии, власти на местах оказывали им всяческое содействие. Правда, ряд дальновидных членов царского правительства, таких как С.Ю.Витте, с презрением относились к черносотенцам, видя в них неконструктивную, контрреформистскую силу. Идеологическая платформа черносотенцев отличалась крайним консерватизмом, а политическая деятельность экстремизмом. Основными идейными принципами «Союза русского народа» и других черносотенных организаций были монархизм, национализм, переходящий в шовинизм, и ксенофобию. Особое место занимал антисемитизм. Идеологи черносотенцев дополнили стихийный антисемитизм своих сторонников теоретическими концепциями о «всемирном еврейском заговоре».
За свою приверженность политическому экстремизму черносотенцы получили характеристику «революционеров справа». Подобно крайним левым они делали ставку на насильственные действия. Кроме организации еврейских погромов в годы первой русской революции черносотенные организации занимались и индивидуальным террором (см. террор). Черносотенцами были убиты в 1906 г. депутаты Государственной Думы М. Я. Герценштейн и Г. Б.Иоллос, а в 1908 г. — бывший депутат А.Л.Караваев. Планировались убийства видных государственных деятелей С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, лидера кадетов П. Н. Милюкова. Во многих городах в период революции 1905—1907 гг. были созданы черносотенные боевые дружины, главной целью которых стало осуществление контрреволюционного террора.
В послереволюционные годы черносотенное движение раскололось, а его политическое влияние пошло на убыль. В 1917 г. черносотенные организации себя никак не проявили и сошли с политической арены. Однако некоторые элементы политической идеологии и практики черносотенцев нашли продолжение в деятельности фашистских (см. фашизм) и других праворадикальных движений XX столетия.

Источник: Террор и террористы Словарь. СПб. Изд-во С.-Петерб. ун-та 2004

|

Похожие термины:

  • ЧЁРНАЯ СОТНЯ (черносотенство)

    массовое общественно‑политическое движение дореволюционной России, возникшее для борьбы против революции и стоявшее на имперско‑монархических, православно‑патриотических позициях. Ч. С. наз