Чичерин, Борис Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
1828-1904) — выдающийся русский юрист, философ, историк, один из основателей «государственной школы», идеолог либерализма, критик марксизма. Работы «Конституционный вопрос в России» (1878) и «Задачи нового царствования» (1881) сыграли определяющую роль в развитии русского либерализма. Подготовил фундаментальные труды по философским проблемам: «Наука и религия» (1879); «Философия права» (1900); «Вопросы философии» (1904). Автор «Воспоминаний», являющихся ценным источником по истории России 40-80-х гг. XIX в. Другие важнейшие работы — «О народном представительстве» (1866), «История политических учений» (1869-1902).

Источник: Новейший политологический словарь

Чичерин, Борис Николаевич

(1828-1904)

российский юрист, историк, философ, почетный член Петербургской АН (1893). В 1861-68 профессор Московского университета. Основоположник «государственной школы» в российской историографии. Представитель либерального течения российской философско-юридической мысли. Сторонник конституционной монархии. В центре внимания Чичерина - идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы на­рода, общее благо. Если же оно получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, то полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, то следует прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть. Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, так как неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям. Это положение, полагал Чичерин, справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным - только освоив обретенное можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюцион­ные реформы «сверху» для России. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ - ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные меры и сильная власть». «Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов, и от левых западников. Для него государство есть ценность высшая, чем человеческая личность» (Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX - начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 171). Уместно привести и оценку А.И. Герцена, который назвал Чичерина «Сен-Жюстом бюрократии». Основные работы Б.Н. Чичерина - «О народном представительстве» (1866), «История политических учений» (Т. 1-5, 1869-1902), «Философия права»(1900), «Воспоминания» (ч. 1-4, 1929-34)..

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
1828—1904) — выдающийся рус. юрист, философ, историк. Ч. называют одним из основателей рус. «государственной школы», одним из первых рус. идеологов либерализма. Ч. был чрезвычайно разносторонним ученым, область его научных интересов простиралась далеко за пределы общественных наук — это и химия, и зоология, и физика. Достаточно упомянуть, что по инициативе Д. И. Менделеева за труды по теоретической химии Ч. был избран почетным членом рус. физико-химического общества. Ч. окончил юридический факультет Московского ун-та. В 1853 г. он представил на факультет диссертацию на соискание ученой степени магистра. Однако она не была допущена к защите, т. к. в ней были усмотрены положения, осуждающие самодержавие. Спустя два года после постигшей его неудачи Ч. примыкает к либеральному течению рус. интеллигенции и становится видным его представителем. Статьи Ч., направленные против крепостничества, публикуются А. И. Герценом за границей в таких изданиях, как «Голоса из России» и «Исторический сборник». Однако сотрудничество Ч. с Герценым оказалось недолгим, идейные разногласия привели их к разрыву. Во время царствования Александра II, Ч. преподавал на юридическом факультете Московского ун-та, откуда был вынужден уйти в конце 60-х гг. в знак протеста против политики руководства факультета. После ухода из ун-та, Ч. продолжает свои исследования в области истории, государства и права. В центре внимания Ч. — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает общие интересы народа, общее благо, но, если получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, оно полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к раздорам. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, необходимо прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Ч., гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной должна быть власть. «На этом законе, — писал Ч., — основывается возможность или невозможность политической свободы». Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, т. к. неумение ею пользоваться может привести к серьезным общественным осложнениям. Это положение, — считал Ч., — справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным — только освоив обретенное можно идти вперед. Ч. выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для России. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ — ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные меры и сильная власть». Сочетание либеральных мер — предоставление свободы деятельности (и прежде всего экономической), печати, слова и пр. с функциями сильной власти — сохранением государственного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением законов может обеспечить конституционная монархия, — полагал Ч.
Литература: Чичерин Б. Н. О народном представительстве. М., 1899; Чичерин Б. Н. Собственность и государство. М., 1882; Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984; Власть и право. Л., 1990.

Источник: Толковый политический словарь

Найдено схем по теме — 1