Чернышевский, Николай Гаврилович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Чернышевский, Николай Гаврилович

(1828-89)

русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с А. И. Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость. В 1864 приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Вост. Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (ок. 1867-69).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Чернышевский Николай Гаврилович
(родился в 1828 г., умер в 1889 г.) - великий русский ученый, революционер, критик и писатель. Был одним из руководителей передового журнала «Современник». В нем он проводил - «через препоны и рогатки цензуры-идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей» (Ленин). После манифеста об освобождении крестьян (1861 г.) Чернышевский написал революционную прокламацию «Барским крестьянам», в которой призывал крестьянские массы восстать против царя и помещиков и добиться земли. «Нужна была именно гениальность Чернышевского, чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы... понимать с такой ясностью ее основной буржуазный характер...» (Ленин). Маркс высоко ценил экономические работы Чернышевского и считал его выдающимся русским ученым. «Чернышевский-единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма... Но Чернышевский не сумел, вернее: не мог, в силу отсталости русской жизни, подняться до диалектического материализма Маркса и Энгельса» (Ленин). Просветитель, «мужицкий демократ» Чернышевский мечтал о переходе к социализму через крестьянскую общину. Он глубоко любил народ и ненавидел его угнетателей. В 1862 г. Чернышевский был арестован. В царской тюрьме он написал роман «Что делать?» 20 лет тюрьмы, каторги и ссылки не сломили Чернышевского. До конца жизни он не отступил от борьбы с ненавистным ему царизмом.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николаи Гаврилович (1828—1889)
философ, экономист, публицист, автор концепции «крестьянского общинного социализма». Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послереформенный периоды. Ч. ставил и стремился решить проблему возможности перехода от феодализма к социализму без капиталистической стадии развития. В отличие от А.И. Герцена Ч. полагал, что все страны должны перейти к социализму и в переходный период могут существовать все формы собственности, конкуренция между которыми выявит преимущество общественной собственности. На Западе, по его мнению, государственная собственность с общинным производством возникнет эволюционно на основе подготовленной частной собственностью экономической базы: густоты населения, развития рынков и машинного производства. Россия же, сохранившая крестьянскую общину, может миновать стадию капитализма, используя экономический опыт стран Запада и общинные навыки коллективного хозяйствования. На вопрос «Что делать?» Ч. дал свой ответ, связав осуществление социалистического идеала с крестьянской революцией, правда, тщательно подготовленной пропагандой социалистических идей в массах. Ч. был противником стихийных, бунтарских выступлений, убежденный в их бесплодности. Необходимое условие успешной народной революции — это ее «надлежащее направление», которое под силу осуществить только организации революционеров, способных подготовить народ к сознательным революционным действиям, пусть и «кровавым». Ч., т.о., открыл путь для соединения социалистической теории с революционной практикой. Из факта общественно-политической мысли социализм становился фактором революционной борьбы. Ч, поднял вопрос об общине, как вопрос политический, злободневный, как вопрос о путях дальнейшего развития русского государства. И здесь его приоритет несомненен. В. И. Ленин писал, что от сочинений Ч. веет духом классовой борьбы. И действительно, даже среди революционных российских идеологов Ч. выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. В этической части своих рассуждений Ч. придерживается принципа «разумного эгоизма», в соответствии, с которым поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье должно сочетаться с общим благополучием, «одинокого счастья нет». Единственно приемлемой формой правления для России Ч. считал республику, причем подлинное народовластие он признавал возможным только после совершения крестьянской революции. Демократический конституционный строй рисуется ему как распространение на все государственные управления принципов крестьянской мирской власти, мужицкого самоуправления, когда во главе государства стоит «народный староста».

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
174.27 кб

Николай Гаврилович Чернышевский - создатель антропологической эстетики

Соловьёва Наталья Викторовна
Н.Г. Чернышевский незаслуженно забытый учёный-энциклопедист России XIX века.