ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ
соединяют Черное и Средиземное моря и включают проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией о режиме проливов 1936 г., заключенной в г. Монтрë (Швейцария), известной как Конвенция Монтрë о Черноморских проливах. Конвенция установила, что в Ч.п. действует принцип права свободного прохода и мореплавания. Торговые суда всех стран пользуются в мирное время, а также и в военное, когда Турция не является воюющей стороной, полной свободой прохода и плавания в проливах в любое время суток. В отношении прохода через проливы военных кораблей Конвенция установила ряд общих положений: обязательное уведомление о проходе, ограничение количества и водоизмещения кораблей, проходящих проливы, и др. Вместе с тем Конвенция проводит четкое разграничение между проходом проливов военными кораблями черноморских и нечерноморских государств. Черноморским государствам разрешается проводить через проливы корабли любого тоннажа, а также и подводные лодки. Нечерноморские государства могут проводить в Черное море строго определенные классы кораблей с ограниченными Конвенцией количеством вооружения, водоизмещением и сроком пребывания в этом море. Общий тоннаж военных кораблей, которые нечерноморские государства могут одновременно ввести в Черное море, также ограничен. Проход через Ч.п. военных кораблей воюющих государств воспрещается. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, или в случае, когда она считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, проход военных кораблей через Ч.п. зависит от усмотрения турецкого правительства.

Источник: Словарь международного права. 2014

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ
контроль над Черноморскими проливами является одним из ключевых в геополитике, особенно в Восточном вопросе. После вступления Турции в Первую мировую войну на стороне Германии подписанное англо-франко-русское секретное соглашение 1915 года предусматривало включение Стамбула и Черноморских проливов в состав Российской империи. Дальнейшие события в России и крушение Османской империи в 1918 г. помешали реализации договора, принимаются новые соглашения по Проливам, в том числе соответствующие статьи в украинско-турецком договоре 1922 года. Вместе с тем, в рукописных воспоминаниях В.Д. Бонч-Бруевича приводятся слова В.И. Ленина о том, что большевики обязательно завоюют Константинополь. В геостратегических планах вокруг Черноморских пролив Москва не скрывала своих территориальных претензий на Карс и Ардаган. В 1936 г. в Монтрё (Швейцария) состоялась конференция о режиме Черноморских проливов с участием СССР. Конференция была созвана Турцией для пересмотра конвенции о режиме проливов, принятой на Лозанской конференции 1922–1923 гг. Турция получила право ремилитаризации зоны Проливов. Принятая конвенция сохраняла за торговыми судами всех стран свободу прохода через Проливы как в мирное, так и в военное время. В 1939–1941 гг. в советско-германских отношениях особое внимание уделялось разграничению сфер влияния между Германией и Советским Союзом, в том числе обсуждались меры против исключительной власти Турции над Проливами и её гегемонии в Черном море, высказывалась неудовлетворенность Конвенцией 1936 года, куда вообще не была включена Германия. После окончания Второй мировой войны Потсдамская конференция признала необходимость пересмотра Конвенции 1936 года о Черноморских проливах. Однако переговоры СССР с Турцией в 1946 г. закончились безрезультатно, а в 1953 г. Советский Союз отказался от выдвинутых ранее требований. В постбиполярном мире вновь обостряется Восточный вопрос, остававшийся несколько десятилетий в «тени» сверхдержав. Через Босфор ежегодно проходит 50 тыс. судов и экспортируется около 35 млн. т российской нефти. В 1994 г. Турция в одностороннем порядке предприняла попытку изменить действующий международно-правовой режим судоходства в Черноморских проливах, введя ограничения для танкеров. Кроме экологических причин, здесь просматриваются геополитические и геоэкономические интересы Турции, связанные с возможными направлениями транспортировки каспийской нефти.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
334.37 кб

Демарш Чарыкова в 1911 году и проблема Черноморских проливов

Фишер Лариса Анатольевна
В статье рассматривается спорный вопрос из истории внешней политики России начала ХХ в. переговоры об открытии Черноморских проливов для русских военных кораблей, которые пришлись на период итало-турецкой войны 1911-1912 гг.