Чаадаев, Петр Яковлевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Чаадаев Петр Яковлевич
1794–1856) – русский философ, противник славянофилов. Считал, что развитие России представляет собой карикатуру на западное общество. Подвергался гонениям за вольнодумство, критиковал существующий строй.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Чаадаев, Петр Яковлевич

(1794-1856)

российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства (Ф. Ламенне и др.). В главном сочинении - «Философических письмах» (написаны в 1829-31) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого из писем (1836) журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим. В «Апологии сумасшедшего» (1837), написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794- 1856)
известный русский мыслитель XIX в. Основная работа - "Философические письма", первое из которых было опубликовано в 1836.
В своих письмах Ч. создает модель западного мира, который мыслится им как единство религии, культуры и нравственности. Он полагает, что европейская цивилизация - единственно истинная и все идеалы (человеческие и божественные) здесь достигнуты. С этой точки зрения Ч. критикует российские реалии, которые, по его мнению, не являются цивилизацией, занимая промежуточное положение между Европой и Азией и стоя "как бы вне времени". Россия должна догнать Запад, повторяя все пройденные им этапы развития, и тем самым преодолеть отлученность от "всемирного воспитания человеческого рода". Причину всех бедствий России Ч. видит в принятии православия от "жалкой" и "глубоко презираемой западными народами" Византии, ибо "русский народ подвергся рабству лишь после того, как стал христианским". Он делает вывод, что следование "византийским путем" было глубоко ошибочным. Сам же Ч. был приверженцем католицизма, но не ортодоксального, а революционного (А.И.Герцен). Он видел призвание России в осуществлении религиозного синтеза православия и католицизма. По мнению Ч., географическое начало направляет путь России на протяжении веков и определяет ее место среди человечества; оно же является детерминантой русского национального характера, традиционных ценностей.
После опубликования первого "Философического письма" в Ч. увидели неистового ниспровергателя национальных святынь. Было начато следствие и по его завершении вынесен "высочайший" вердикт, что автор является умалишенным.
Идеи Ч. способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России - славянофильства и классического русского западничества.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Найдено книг по теме — 1