ЦЕНТР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЕНТР
centre) - 1) средоточие власти, общественно-политический фокус государственной жизни; 2) высший руководящий орган или органы; 3) крупный населенный пункт; 4) в парламентах название групп, находящихся посередине, между правыми и левыми группировками.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Центр
1) Наименование доминирующего в политическом пространстве страны и в её политической системе, в регионе, районе, в масштабах цивилизации или мирового сообщества сосредоточения власти и ее атрибутов - силы, господства, влияния, авторитета, ее функций - формирование политики, осуществление политики и государственного контроля. В соответствии с территориальным масштабом политического пространства и со значением центра различают центры государственной, областной, районной власти, центры управления международными организациями (например, Совет Безопасности. Совет Европы и др.), центры влияния в блоках государств (НАТО) и регионах мира, например БРИКС, представленных отдельными странами или ¡руинами государств. В обыденном политическом языке центром именуют столицу государства, административного управления (районный центр). Существует и представление о «центре силы», или «центре влияния в международных отношениях», связанное с ролью ведущих держав мира (например, России, США, Китая) или державы, играющей роль «центра притяжения» внутри отдельного региона или блока союзных государств (Германия в Европе).
Возникновение политического центра исторически связано с процессом централизации и концентрации власти, формирования ее руководящих учреждений и системы центрально-периферических отношений в политике. Периферическая политика в такой системе - не простое заполнение подчиненного центра политического пространства. Она образует основную массу политических отношений, политическую, социальную, экономическую и культурную основу политического центра. Развитие такой периферии - важнейшая задача центра, осуществляемая демократическим политическим процессом. Именно развитая периферия обеспечивает жизнеспособность страны и её политического центра. Эту роль периферия способна играть к политической жизни страны или ¡руины стран только при демократической организации центрально-периферических отношений, рациональном сочетании централизации и децентрализации власти. Подавление центром периферии - особенность деспотических, авторитарных, тоталитарных, абсолютистских монархических режимов. Давление на периферию - грубая ошибка имперских, султанистских, тоталитарных режимов и одна из причин их неминуемого распада.
2) Наименование умеренной группировки в парламенте (центристской группировки, а также умеренных, склонных к компромиссам центристских политических партий и сил). Политический центризм отличается негативным отношением к радикальным решениям и действиям. его социальная база - средние слои. т. е. рабочие, профессионалы различного труда, интеллигенция со средним достатком. Роль парламентского центра весьма значительна: это - прежде всего центр равновесия политических сил. Сильный центр - залог политической стабильности общества. Исполнительная власть, сформированная на базе центристского большинства, может оттеснить и сам центр к одному из оппозиционных флангов в парламенте. Парламентский центр может быть неустойчивым и инертным (так называемое «болото»), колебаться и распыляться на части, блокируемые левыми или правыми фракциями парламента, образовывать с ним правящую коалицию. Возможен и сильный правящий центр, состоящий из умеренных центристских партий.
Централизация и децентрализация власти - два взаимодополняющих политических процесса - сочетания концентрации, власти и ее распределения (передачи части функций периферии) управления и самоуправления. Граница между ними подвижна и может быть нарушена, обычно в пользу централизации власти. Исторически именно этот централизаторский процесс доминирует в политике. Он определяется самой природой власти, ее фундаментальными основами - возникновением правящих сил, единовластия, господства и подчинения, упорядочения беспорядочного «броуновского» движения политических сил. сталкивающихся интересов, политической воли и характеров власти. Процесс централизации породил государство, он выразился в стремлении к созданию империй, собирания земель в эпоху Феодальной раздробленности, формировании наций, национальных государств, монархического правления, его самодержавных, абсолютистских форм, например, собиранием русских земель Иваном первым Даниловичем - великим князем Московским (ок. 1340г.). Историческая эволюция процессов централизации обнаружила пределы ее эффективности. Они определяются негибкостью централизованных систем, доминированием отношений господства, насилия, подавления, медленными темпами экономического, политического, общественного и культурного развития, застойными формами политической стабилизации и традиционалистскими, консервативными идеологическими установками и, наконец, тенденцией к перерождению централизма в деспотические, диктаторские, авторитарные и даже тоталитарные формы правления.
Параллельно централизации существовал и эволюционный процесс децентрализации: она - неизбежная и продуктивная форма политической организации общества, такое же необходимое начало политического процесса, как и централизация. Процесс децентрализации уравновешивает противоположный ему процесс централизации. В принципе они должны взаимодействовать и уравновешивать друг друга так же, как и процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества. В истории все эти процессы оказывались в значительной мере подавленными и осуществлялись в острой борьбе с политическими, экономическими, правовыми механизмами централизации. Отсюда и неизбежное противостояние государства и общества, власти и народа, постоянная борьба за самоопределение человека, за свободу самовыражения, за свободу политической, общественной мысли и деятельности. Децентрализация власти придает политике во всех областях жизни общества динамизм, обеспечивает более быстрые реакции на изменение политических и социальных условий, более гибкое маневрирование силами, поскольку в её основе - приближение управления к непосредственным массовым участникам политического процесса. Децентрализация власти - одна из основ демократизации политики и важное средство повышения эффективности государственного управления, политической системы в целом и общественного развития при условии ее непротиворечивого сочетания с процессами централизации. Поэтому соотношение централизации и децентрализации власти - один из основных вопросов социальных революций, крупных общественных реформ и политических движений. Прогресс политики в этом отношении состоит в переходе от балансирования власти, чередования чрезмерного государственного вмешательства, регулирования и контроля реформ управления и затем новых витков централизации власти к упорядоченному сочетанию обоих начал политики в едином демократическом процессе.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
62.16 кб

Центр региональных и трансграничных исследований в 2006 году

Голунов Сергей Валерьевич
Читать PDF
137.83 кб

Политико-конфликтные аспекты отношений в системе бюджетного федерализма современной России (центр ре

Кольба Алексей Иванович
Рассматриваются политические конфликты, возникающие в процессе создания и функционирования системы бюджетного федерализма в России. Прослеживается, как изменялся характер политико-конфликтных отношений в этой сфере с 1990-х гг.
Читать PDF
221.30 кб

Политический центр в партийных системах разного типа

Мурашева Елена Евгеньевна
В статье рассматривается роль политического центра в разных типах партийных систем, указывается на взаимосвязь между величиной и силой центристских партий и уровнем поляризации системы, что позволяет выявить значимость политическо
Читать PDF
123.23 кб

Структурный подход в международных отношениях «Центр-периферия» на примере Ближнего Востока

Журавлева Екатерина М.
В данной работе сделана попытка найти ответы на эти вопросы и показать сложность взаимодействия двух систем: мирового «порядка» как такового и «внутреннего устройства» региона.
Читать PDF
57.45 кб

Аналитический центр ими МГИМО. Концепция внешней политики России: достоинства и недостатки

Читать PDF
538.47 кб

Социально-пространственная структура российского общества: центр и регионы

Левада Ю. А.
Читать PDF
76.69 кб

2001. 04. 019. Нуриев Э. Ни мира, ни войны: геополити-ческая игра на Кавказе продолжается! // центр.

Кузнецова С. И.
Читать PDF
161.86 кб

Динамика российско-кыргызстанских отношений: от ситуации центр — периферия к односторонней зависимос

Хорак Славомир
Кыргызстан — относительно маленькая страна по меркам Центральной Азии.
Читать PDF
208.07 кб

Стадиальный подход как методологическая основа сравнительного исследования конфликтов по оси «Центр-

Рябцев В. Н.
В статье проанализировано понятие «конфликт по оси центр-периферия, даны их отличительные черты. Автор приходит к выводу о том, что число и масштабность внутригосударственных конфликтов явно возрастает.
Читать PDF
78.64 кб

Центр и регионы: взаимодействие элитных групп в постсоветской России (на примере Ингушетии)

Арапханова Лейла Якубовна
Статья посвящена эволюции региональной политической элиты в 1990-2000 гг.; рассматриваются основные механизмы формирования и ротации региональных элит.
Читать PDF
67.49 кб

2002. 03. 019. Ялчин Р. Становление многопартийной системы в Узбекистане// центр. Азия и Кавказ. Lul

Кузнецова С. И.
Читать PDF
1.01 мб

Центр - регионы: новые правила формирования региональных органов власти

Панов Петр Вячеславович
Читать PDF
271.18 кб

Необходимо создать центр для борьбы с ваххабитами

Новрузоглу Ровшан
«Зеркало», Баку, 3 апреля 2007 г.
Читать PDF
0.00 байт

Центр политической культуры и политического участия Института сравнительной политологии РАН

Патрушев С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Центр консервативных исследований: приглашение к творческому проектированию национального традициона

Барковский Геннадий Францевич, Верещагин Виктор Юрьевич, Дугин Александр Гельевич
В статье проанализированы события августа 2008 года в свете глобальной политики.

Похожие термины:

  • ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ИМЕНИ ДЖОРДЖА К. МАРШАЛЛА

    учебное учреждение, созданное 10 лет назад как результат партнерства между США и ФРГ. Расположен в Гармиш-Партенкирхене, близ Мюнхена, ФРГ. Основная направленность деятельности Центра — содействи
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА МЧС РОССИИ

    государственное учреждение, входящее в РСЧС и предназначенное для организационно-методического руководства и координации деятельности учреждений, решающих задачи в области мониторинга и прогн
  • ЦЕНТР ПО УМЕНЬШЕНИЮ ЯДЕРНОЙ ОПАСНОСТИ, ЦУЯО

    Nuc1ear Risk Reduction Center, NRRC), два центра открыты в Москве и Вашингтоне 1 апреля 1988 на основании соглашения между СССР и США, подписанного в сентябре 1987.
  • ПРЕСС-ЦЕНТР

    press - centre) - отдел информационного и организационного обслуживания журналистов (на конгрессах, съездах, фестивалях и т.д.).
  • ЦЕНТР СИТУАЦИОННЫЙ

    избир. Помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференцсвязь и другими средствами интерактивного представления информации), предназначенное
  • КОЛЛ-ЦЕНТР

    -а, м. (англ. call center – центр обработки звонков). Специализированная организация или отдельное подразделение в организации, занимающиеся обработкой обращений и информированием по голосовым каналам
  • ЛЕВАДА-ЦЕНТР

    -а, м. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр, г. Москва), директор – Лев Дмитриевич Гудков. Наиболее точный прогноз по голосованию за партию-победителя дали Левада-Центр и «Барометр» (РГ. 2011.06
  • ЦЕНТР ПОЛИТИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    неправительственная независимая исследовательская организация, которая проводит научные исследования, организует тематические конференции и семинары и ведет издательскую деятельность по проб
  • ЦЕНТР ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМ МИРА

    научное подразделение Института мировой экономики и международных отношений РАН. Образован в 1996 из созданного в 1988 Института мира АН СССР. Осуществляет и координирует исследования по проблемам з
  • Тактический центр

    подпольное объединение партий и организаций («Союз возрождения России», «Совет общественных деятелей», «Национальный центр» и др.), выступавших против советской власти (Москва, апрель 1919 - февраль
  • ЦЕНТР ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    основное подразделение Секретариата ООН по выполнению программ в области прав человека. Отвечает за исполнительное управление программой, претворение в жизнь намеченных мер в области прав челов
  • ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (CSIS)

    независимый и внепартийный аналитический институт по вопросам внешней политики. Создан в 1962 году по инициативе Центрального Разведывательного Управления США (ЦРУ) как форпост аналитиков «холодн
  • Мозговой центр

    наименование формально организованного совета экспертов и специалистов в различных областях политики, социологии, экономики, культуры и др. отраслей научного знания при высшем руководстве стран
  • КИОТСКИЙ ЦЕНТР СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

    общественная научная организация, член Японского национального института развития науки. Основан в 1977 г. Его цель – содействие обмену научной информацией, проведение научных исследований японс
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ

    (МЦУИС) является международной организацией, тесно связанной со Всемирным банком. Все его члены также являются членами Банка. В Административный совет под председательством Президента Всемирно г
  • Северо-Кавказский научный центр высшей школы

    был создан в 1969 г. Явл. гос. научным учреждением и находится в ведении Министерства образования РФ. В процессе своего становления и развития СКНЦ ВШ решил ряд следующих гос. задач, поставленных пере
  • АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

    (АТЦ СНГ) постоянно действующий институциональный орган, обеспечивающий координацию взаимоотношений компетентных органов членов СНГ в сфере противодействия актам международного терроризма. Пр