ЦЕНТР
Центр
в ИМ лицо или группа, организующая информационное воздействие на Объект, орган управления ИМ.
ЦЕНТР
centre) - 1) средоточие власти, общественно-политический фокус государственной жизни; 2) высший руководящий орган или органы; 3) крупный населенный пункт; 4) в парламентах название групп, находящихся посередине, между правыми и левыми группировками.
Центр
1) Наименование доминирующего в политическом пространстве страны и в её политической системе, в регионе, районе, в масштабах цивилизации или мирового сообщества сосредоточения власти и ее атрибутов - силы, господства, влияния, авторитета, ее функций - формирование политики, осуществление политики и государственного контроля. В соответствии с территориальным масштабом политического пространства и со значением центра различают центры государственной, областной, районной власти, центры управления международными организациями (например, Совет Безопасности. Совет Европы и др.), центры влияния в блоках государств (НАТО) и регионах мира, например БРИКС, представленных отдельными странами или ¡руинами государств. В обыденном политическом языке центром именуют столицу государства, административного управления (районный центр). Существует и представление о «центре силы», или «центре влияния в международных отношениях», связанное с ролью ведущих держав мира (например, России, США, Китая) или державы, играющей роль «центра притяжения» внутри отдельного региона или блока союзных государств (Германия в Европе).
Возникновение политического центра исторически связано с процессом централизации и концентрации власти, формирования ее руководящих учреждений и системы центрально-периферических отношений в политике. Периферическая политика в такой системе - не простое заполнение подчиненного центра политического пространства. Она образует основную массу политических отношений, политическую, социальную, экономическую и культурную основу политического центра. Развитие такой периферии - важнейшая задача центра, осуществляемая демократическим политическим процессом. Именно развитая периферия обеспечивает жизнеспособность страны и её политического центра. Эту роль периферия способна играть к политической жизни страны или ¡руины стран только при демократической организации центрально-периферических отношений, рациональном сочетании централизации и децентрализации власти. Подавление центром периферии - особенность деспотических, авторитарных, тоталитарных, абсолютистских монархических режимов. Давление на периферию - грубая ошибка имперских, султанистских, тоталитарных режимов и одна из причин их неминуемого распада.
2) Наименование умеренной группировки в парламенте (центристской группировки, а также умеренных, склонных к компромиссам центристских политических партий и сил). Политический центризм отличается негативным отношением к радикальным решениям и действиям. его социальная база - средние слои. т. е. рабочие, профессионалы различного труда, интеллигенция со средним достатком. Роль парламентского центра весьма значительна: это - прежде всего центр равновесия политических сил. Сильный центр - залог политической стабильности общества. Исполнительная власть, сформированная на базе центристского большинства, может оттеснить и сам центр к одному из оппозиционных флангов в парламенте. Парламентский центр может быть неустойчивым и инертным (так называемое «болото»), колебаться и распыляться на части, блокируемые левыми или правыми фракциями парламента, образовывать с ним правящую коалицию. Возможен и сильный правящий центр, состоящий из умеренных центристских партий.
Централизация и децентрализация власти - два взаимодополняющих политических процесса - сочетания концентрации, власти и ее распределения (передачи части функций периферии) управления и самоуправления. Граница между ними подвижна и может быть нарушена, обычно в пользу централизации власти. Исторически именно этот централизаторский процесс доминирует в политике. Он определяется самой природой власти, ее фундаментальными основами - возникновением правящих сил, единовластия, господства и подчинения, упорядочения беспорядочного «броуновского» движения политических сил. сталкивающихся интересов, политической воли и характеров власти. Процесс централизации породил государство, он выразился в стремлении к созданию империй, собирания земель в эпоху Феодальной раздробленности, формировании наций, национальных государств, монархического правления, его самодержавных, абсолютистских форм, например, собиранием русских земель Иваном первым Даниловичем - великим князем Московским (ок. 1340г.). Историческая эволюция процессов централизации обнаружила пределы ее эффективности. Они определяются негибкостью централизованных систем, доминированием отношений господства, насилия, подавления, медленными темпами экономического, политического, общественного и культурного развития, застойными формами политической стабилизации и традиционалистскими, консервативными идеологическими установками и, наконец, тенденцией к перерождению централизма в деспотические, диктаторские, авторитарные и даже тоталитарные формы правления.
Параллельно централизации существовал и эволюционный процесс децентрализации: она - неизбежная и продуктивная форма политической организации общества, такое же необходимое начало политического процесса, как и централизация. Процесс децентрализации уравновешивает противоположный ему процесс централизации. В принципе они должны взаимодействовать и уравновешивать друг друга так же, как и процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества. В истории все эти процессы оказывались в значительной мере подавленными и осуществлялись в острой борьбе с политическими, экономическими, правовыми механизмами централизации. Отсюда и неизбежное противостояние государства и общества, власти и народа, постоянная борьба за самоопределение человека, за свободу самовыражения, за свободу политической, общественной мысли и деятельности. Децентрализация власти придает политике во всех областях жизни общества динамизм, обеспечивает более быстрые реакции на изменение политических и социальных условий, более гибкое маневрирование силами, поскольку в её основе - приближение управления к непосредственным массовым участникам политического процесса. Децентрализация власти - одна из основ демократизации политики и важное средство повышения эффективности государственного управления, политической системы в целом и общественного развития при условии ее непротиворечивого сочетания с процессами централизации. Поэтому соотношение централизации и децентрализации власти - один из основных вопросов социальных революций, крупных общественных реформ и политических движений. Прогресс политики в этом отношении состоит в переходе от балансирования власти, чередования чрезмерного государственного вмешательства, регулирования и контроля реформ управления и затем новых витков централизации власти к упорядоченному сочетанию обоих начал политики в едином демократическом процессе.
Возникновение политического центра исторически связано с процессом централизации и концентрации власти, формирования ее руководящих учреждений и системы центрально-периферических отношений в политике. Периферическая политика в такой системе - не простое заполнение подчиненного центра политического пространства. Она образует основную массу политических отношений, политическую, социальную, экономическую и культурную основу политического центра. Развитие такой периферии - важнейшая задача центра, осуществляемая демократическим политическим процессом. Именно развитая периферия обеспечивает жизнеспособность страны и её политического центра. Эту роль периферия способна играть к политической жизни страны или ¡руины стран только при демократической организации центрально-периферических отношений, рациональном сочетании централизации и децентрализации власти. Подавление центром периферии - особенность деспотических, авторитарных, тоталитарных, абсолютистских монархических режимов. Давление на периферию - грубая ошибка имперских, султанистских, тоталитарных режимов и одна из причин их неминуемого распада.
2) Наименование умеренной группировки в парламенте (центристской группировки, а также умеренных, склонных к компромиссам центристских политических партий и сил). Политический центризм отличается негативным отношением к радикальным решениям и действиям. его социальная база - средние слои. т. е. рабочие, профессионалы различного труда, интеллигенция со средним достатком. Роль парламентского центра весьма значительна: это - прежде всего центр равновесия политических сил. Сильный центр - залог политической стабильности общества. Исполнительная власть, сформированная на базе центристского большинства, может оттеснить и сам центр к одному из оппозиционных флангов в парламенте. Парламентский центр может быть неустойчивым и инертным (так называемое «болото»), колебаться и распыляться на части, блокируемые левыми или правыми фракциями парламента, образовывать с ним правящую коалицию. Возможен и сильный правящий центр, состоящий из умеренных центристских партий.
Централизация и децентрализация власти - два взаимодополняющих политических процесса - сочетания концентрации, власти и ее распределения (передачи части функций периферии) управления и самоуправления. Граница между ними подвижна и может быть нарушена, обычно в пользу централизации власти. Исторически именно этот централизаторский процесс доминирует в политике. Он определяется самой природой власти, ее фундаментальными основами - возникновением правящих сил, единовластия, господства и подчинения, упорядочения беспорядочного «броуновского» движения политических сил. сталкивающихся интересов, политической воли и характеров власти. Процесс централизации породил государство, он выразился в стремлении к созданию империй, собирания земель в эпоху Феодальной раздробленности, формировании наций, национальных государств, монархического правления, его самодержавных, абсолютистских форм, например, собиранием русских земель Иваном первым Даниловичем - великим князем Московским (ок. 1340г.). Историческая эволюция процессов централизации обнаружила пределы ее эффективности. Они определяются негибкостью централизованных систем, доминированием отношений господства, насилия, подавления, медленными темпами экономического, политического, общественного и культурного развития, застойными формами политической стабилизации и традиционалистскими, консервативными идеологическими установками и, наконец, тенденцией к перерождению централизма в деспотические, диктаторские, авторитарные и даже тоталитарные формы правления.
Параллельно централизации существовал и эволюционный процесс децентрализации: она - неизбежная и продуктивная форма политической организации общества, такое же необходимое начало политического процесса, как и централизация. Процесс децентрализации уравновешивает противоположный ему процесс централизации. В принципе они должны взаимодействовать и уравновешивать друг друга так же, как и процессы управления и самоуправления, организации и самоорганизации общества. В истории все эти процессы оказывались в значительной мере подавленными и осуществлялись в острой борьбе с политическими, экономическими, правовыми механизмами централизации. Отсюда и неизбежное противостояние государства и общества, власти и народа, постоянная борьба за самоопределение человека, за свободу самовыражения, за свободу политической, общественной мысли и деятельности. Децентрализация власти придает политике во всех областях жизни общества динамизм, обеспечивает более быстрые реакции на изменение политических и социальных условий, более гибкое маневрирование силами, поскольку в её основе - приближение управления к непосредственным массовым участникам политического процесса. Децентрализация власти - одна из основ демократизации политики и важное средство повышения эффективности государственного управления, политической системы в целом и общественного развития при условии ее непротиворечивого сочетания с процессами централизации. Поэтому соотношение централизации и децентрализации власти - один из основных вопросов социальных революций, крупных общественных реформ и политических движений. Прогресс политики в этом отношении состоит в переходе от балансирования власти, чередования чрезмерного государственного вмешательства, регулирования и контроля реформ управления и затем новых витков централизации власти к упорядоченному сочетанию обоих начал политики в едином демократическом процессе.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013