Ценностные ориентации на Юге России

Найдено 1 определение
Ценностные ориентации на Юге России
Ц.о. - сознательная нацеленность групп и индивидов на выработку и (или) воспроизводство определенных соц. действий и ин-тов, как обеспечивающих, в свою очередь, воспроизводство данных групп и индивидов; действия и ин-ты, угрожающие идентификации данной соц. единицы, являются объектами отрицательной Ц.о. и как таковые воспроизводству не подлежат. Для ЮФО характерна прежде всего полифония родовых и государственных ц.о. Носителями их являются представители двух основных сегментов северокавказского многосоставного региона: соответственно автохтонное и русскоязычное население. Относительно недавнее появление на Сев. Кав. идентифицируемых государственных образований, протекание процессов гос. строительства в регионе под руководством Москвы, начавшееся в период «перестройки» ослабление росс. Центра, с одной стороны, а, с др., функционирование в повседневной жизни автохтонного населения множества «модулей» этнич. традиции и т.д. обусловили воспроизводство Ц.о. на родовые формы соц. организации, как относящиеся к «золотому веку» этнич. истории, прерванному Кав. войной, более эффективные и безусловно превалирующие с моральной т.зр. над государственностью как таковой. Особую роль в перманентной актуализации данных ориентаций играли и играют: ин-т старшинства, «биологического» и «соц.» (почитание старших по возрасту, прежде всего - уважаемых пожилых мужчин), выполняющий функцию этнокульт. легитимации (1); моноэтничность семей автохтонных жителей Сев. Кав. (что препятствует появлению этнических маргиналов - детей от родителей разной этнич. принадлежности) (1); гос. поддержка ряда («знаковых») элементов горской традиционной культуры в советское время; усиление пропаганды данных Ц.о. системой образования и СМИ в постсов. период (1).
Базой подобных ориентаций явл. представление о первичности этноса как референтной группы (1). Вместе с тем очевидные преимущества по ряду позиций государственно-надэтнич. формы организации социума, проявившиеся в жизни северокав. этносов в сов. период (1) обусловили рост у автохтонного населения этатистких Ц.о. Он проявился, в частности, в распространении мнения, что колонизация Кавказа Россией лишила его возможности стать «сооб-вом высокоразвитых цивилизованных государств с многовековой древнейшей культурой» (1). При этом высокая оценка этатисткого потенциала северокавк. этносов (в практическом плане выразившаяся в поддержке титульными этносами суверенизационных процессов в субъектах РФ) в работах этнонац. идеологов нередко идет в связке с манифестированием положительных сторон родового строя. Полифония Ц.о. автохтонного населения, наблюдаемая в соц.-полит. сфере, не характерна для сферы соц.-эконом. В силу удаленности менталитета кавказцев от «бессребничества» православного типа для них характерны Ц.о. на достижение власти и богатства (1). В условиях кризиса модернистской государственности в России (один из ее признаков - стремление к наиболее полному контролю государства над об-вом) реализации данных Ц.о. помогают коренящиеся в родовых Ц.о. сплоченность и солидарность. Закономерно, что у автохтонной молодежи превалирует ориентация на эконом., гуманитарные и государственно-правовые специальности, тогда как ориентация на индустриальные труд выражена очень слабо (2). Для русского сегмента также характерна полифония Ц.о. Сохранение в ЮФО элементов индустриального сектора (и надежд на его возрождение), ин-тов «высокой культуры», функционирующих на базе русского языка, политич. влияния Москвы и т.д. воспроизводит у русских Ц.о. доминирующего этноса, то есть этноса, играющего (или претендующего) на главную роль среди государствообразующих народов России. Однако, повышение значимости аскриптивного соц. капитала в эконом., политической, культ, сферах в условиях отсутствия русскими вне- или догосуд. форм этнич. солидарности способствует выработке у них Ц.о. подчиненного народа, нацеленного на отъезд из региона, уход от борьбы за более выгодные соц. позиции и т.д. Очевидно, что Ц.о. русского и автохтонных этносов в ЮФО могут взаимодополнять друг друга. Поскольку значимые элементы традиционной северокавк. культуры патронировались российской государственностью (прежде всего в сов. период), поскольку на годы этого патронажа приходится вызванная индустриализацией «культ, революция» на Сев. Кав., можно утверждать, что наиболее полная и адекватная потребностям поступательного соц. развития реализация традиционных Ц.о. северокавк. этносов возможна при условии реализации традиционных - этатистких - Ц.о. русского этноса во всеросс. масштабе.

Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.