Ценности политические
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
значимость явлений, идей, действий с точки- зрения соответствия или несоответствия политическим интересам й
Источник: Сводный словарь по политологии
Ценности политические
рассматриваемые политической аксиологией нормы, принципы, верования, идеалы, влияющие, прямо или опосредованно, на политическое поведение лиц и групп.
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Ценности политические
понятие, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их значимости и соответствия (или несоответствия) интересам общества, отдельных социальных групп, человека.
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Ценности политические
1) значимость явлений, идей, действий с точки зрения соответствия или несоответствия политическим интересам и потребностям; 2) фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность политической системы (демократиям, толерантность, свобода и др.).
Источник: Политико-терминологический словарь
ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
1) высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической системы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.п. служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание В Ц.п. отражаются желания и интересы социального субъекта. С точки зрения методологии М. Вебера Ц.п. могут играть роль идеальных конструктов, с помощью которых осуществляется познание мира политики.
Источник: Политология: Словарь-справочник
ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
values of policy) - ориентиры и регуляторы политической деятельности, принятые в данном обществе и воспринимаемые как императивы и нормы, имеющие самодовлеющую значимость. По отношению к субъектам политики ценности служат объектами их интересов, а для их создания выполняют роль ориентиров в социальной действительности, обозначений их отношения к тем или иным политическим реалиям. Ц.п. выступают как нравственно-политические идеалы, включающие в себя представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, моральные нормативы и принципы. В разных социально-политических и социокультурных системах имеют место различные представления о ценностях, но это своеобразие ни в коей мере не исключает, а предполагает наличие в них общечеловеческих ценностных ориентации. Ценностные ориентации составляют основу политических качеств личности и других субъектов политики, мотивацию их действий и поступков.
Политические ценности
выраженные в мнениях, суждениях позитивные ориентации людей на различные объекты и состояния политического бытия; представления о наиболее важном и значимом в политике. В ценностях могут быть выражены предпочтения той или иной форме государственного устройства, тому или иному типу отношений между государством и индивидом, отражены желаемые представления о степени свободы личности, о справедливости и порядке. Появлению ценностных суждений в политической культуре общества предшествует позитивный опыт отдельных индивидов. Например, в рамках конкретной исторической ситуации власть начинает рассматриваться как ценность при условии, если она обеспечила решение каких-либо значимых для группы или для социума в целом задач. Со временем связь представлений с конкретной ситуацией утрачивается, но в массовом сознании сохраняется суждение о необходимости и целесообразности именно таким образом организованных властных отношений. Происходит это благодаря трансляции конкретного опыта в виде сказаний, суждений, которые становятся не просто пересказом исторического факта, а своеобразным толкованием складывающихся ценностных представлений. П. ц. укоренены в культуре общества наряду с нравственными, эстетическими, экономическими, социальными. В П. ц. человек выражал свое стремление к более справедливому обществу, к эффективно организованному государству, прогрессу. В современном обществе представлено множество П. ц., нередко противоположных и взаимоисключающих друг друга, но они существуют, находят себе сторонников, развиваются и совершенствуются.
Источник: Политология. Словарь по обществознанию
Ценности политические
совокупность идей, представлений и соответствующих им социально-политических и нравственно-психологических образований, определяющих целеполагание, выбор методов и средств деятельности, степень последовательности их реализации и применения их в перспективной (стратегической) и текущей (тактической) политической практике.
В современной политике все большее значение приобретают общечеловеческие интересы и ценности, реализация которых протекает крайне непоследовательно и противоречиво. Причины этого обусловлены рядом взаимосвязанных факторов: гетерогенностью конечных интересов и целей участников политических коалиций, формально выступающих с позиций утверждения общегуманных идеалов (гетерогенный - неоднородный, состоящий из различных по своему составу частей): своекорыстие политических партий и общественных групп, прямо утверждающих приоритетность своих ограниченных подходов к политическому процессу: ситуациями соперничества между лидерами и группами в борьбе за власть; просчетами в оценках политической конъюнктуры. Поэтому существуют большие трудности в построении типологии политических ценностей. Узловыми положениями на этом пути могул: служить такие ориентиры как потребность в групповых связях и. соответственно, высокая оценка идей и политических действий, способствующих их установлению и развитию: представления о желательных типах политических институтов и. соответственно, о будущих связях; способность государственных институтов удовлетворять реально те или другие политические потребности; масштабы и продолжительность проявления такой склонности; полнота каталога политических и социальных благ, доставляемых ныне функционирующими и будущими политическими институтами. При этом обязательно достаточно четкое разделение между благами - средствами и благами - результатами, учет взаимосвязи и, вместе с тем, дистанции между ними. Понятно, что последовательная типология политических ценности в настоящее время может быть построена лишь на основе признания приоритетного положения в политике общечеловеческих идеалов и ценностей, что предполагает выбор средств и результатов в тесной связи с гуманистической ориентацией политической практики.
Политические ценности призваны содействовать интеграции социальной группы как части более широкой социальной целостности, мотивировать политическую деятельность и создавать условия, при которых социально-политические цели становятся непосредственными мотивами участников политического процесса, способствовать формированию стандартов оценки каждого конкретного политического действия и его последствий, определять иерархию как самих целей политики, так и выбора метода их достижения, попутно производя отбор приемлемых и блокирование неприемлемых (по крайней мере для данных условий) целей и методов, ориентировать каждого из участников политического процесса (класс, политическую партию, общественно-политическую организацию, институт, личность) по отношению к остальным его составляющим.
В современной политике все большее значение приобретают общечеловеческие интересы и ценности, реализация которых протекает крайне непоследовательно и противоречиво. Причины этого обусловлены рядом взаимосвязанных факторов: гетерогенностью конечных интересов и целей участников политических коалиций, формально выступающих с позиций утверждения общегуманных идеалов (гетерогенный - неоднородный, состоящий из различных по своему составу частей): своекорыстие политических партий и общественных групп, прямо утверждающих приоритетность своих ограниченных подходов к политическому процессу: ситуациями соперничества между лидерами и группами в борьбе за власть; просчетами в оценках политической конъюнктуры. Поэтому существуют большие трудности в построении типологии политических ценностей. Узловыми положениями на этом пути могул: служить такие ориентиры как потребность в групповых связях и. соответственно, высокая оценка идей и политических действий, способствующих их установлению и развитию: представления о желательных типах политических институтов и. соответственно, о будущих связях; способность государственных институтов удовлетворять реально те или другие политические потребности; масштабы и продолжительность проявления такой склонности; полнота каталога политических и социальных благ, доставляемых ныне функционирующими и будущими политическими институтами. При этом обязательно достаточно четкое разделение между благами - средствами и благами - результатами, учет взаимосвязи и, вместе с тем, дистанции между ними. Понятно, что последовательная типология политических ценности в настоящее время может быть построена лишь на основе признания приоритетного положения в политике общечеловеческих идеалов и ценностей, что предполагает выбор средств и результатов в тесной связи с гуманистической ориентацией политической практики.
Политические ценности призваны содействовать интеграции социальной группы как части более широкой социальной целостности, мотивировать политическую деятельность и создавать условия, при которых социально-политические цели становятся непосредственными мотивами участников политического процесса, способствовать формированию стандартов оценки каждого конкретного политического действия и его последствий, определять иерархию как самих целей политики, так и выбора метода их достижения, попутно производя отбор приемлемых и блокирование неприемлемых (по крайней мере для данных условий) целей и методов, ориентировать каждого из участников политического процесса (класс, политическую партию, общественно-политическую организацию, институт, личность) по отношению к остальным его составляющим.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
Политические ценности
понятие, используемое для обозначения сущности политически значимых действий, процессов, явлений в плане их соответствия или несоответствия интересам государства, общества, отдельных социальных групп, конкретного человека. Политические ценности есть, строго говоря, подведение конкретно-исторических явлений и свойств под класс определенных понятий: равенство, свобода, справедливость, безопасность, демократия и т.п. которые отражают свойства политических явлений и выступают типологическими терминами, скорректированными с критериями индивидуальной или групповой политической оценки. Политические ценности мотивируют, направляют и обосновывают действия субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества и его институтов, социальных групп и слоев. Такое отражение всегда в большей или меньшей степени субъективно. Власть - главное средство политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям. Политические ценности выражаются в политических и правовых нормах. Политическая норма есть принцип, или правило достижения вечных и временных, абсолютных и относительных, необходимых и случайных политических ценностей. Политические нормы используются политическими партиями, социальными группами и индивидами в борьбе за власть и в ходе её осуществления, поддерживаются угрозой применения политических (а при необходимости) и уголовных санкций.
Политические нормы и ценности существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих; в социальных отношениях, обусловливающих правила функционирования политических норм; в сознании как чувстве или переживании политических норм.
Политические нормы могут классифицироваться и зависеть от возможностей политической регуляции общественных процессов, степени развития общества и уровня экономического благополучия граждан. В каждом государстве имеются основные и производные от них политические нормы и ценности, зависящие от множества социально-политических факторов. Например, принцип руководящей роли одной политической партии в тоталитарных системах можно считать основной политической нормой, из которой вытекает норма операционная - обязательная принадлежность руководящих кадров к этой партии. Эта норма не может действовать в условиях политических реформ и политических кризисов, когда одно поколение руководящих кадров заменяется сторонниками нового курса, провозглашенного политическим руководством. Так, в СССР во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. бывшие видные члены КПСС, более того, многие из них высшие руководители страны и крупных городов в течение короткого срока оставили партийные ряды и стали предпринимать энергичные меры к ликвидации политической партии, в рядах которой они состояли длительные сроки: Горбачев, Ельцин. Чубайс, Собчак и многие другие, в результате такого вида политической активности прежняя политическая норма нередко становится идеологическим прикрытием идущего разрушения прежней политической системы и политической ценностью считаться уже не может.
Предполагается, что любой политический деятель есть, прежде всего, субъект морали. Мышление политика рассматривается через призму нравственной зрелости и его рациональных действий в рамках определенной политической свободы. Нормативная модель политика базируется на приписывании ему универсальных критериев рационального мышления - принципа тождества, последовательности, когерентности (когерентность: лат. - сцепление, связь: постоянное соотношение чего-либо с каким-либо явлением, например, между субъектом политического действия и его объектом). Социальная ценность политической деятельности означает непротиворечивость принятых политических принципов и способность нести полную ответственность за решения и действия, вытекающие из них соответствие деклараций и политического поведения государственного деятеля.
Эта модель позволяет анализировать всю политику через призму вопроса: почему большинство политиков предпочитают, как правило, вечным политическим ценностям случайные политические цели: своекорыстие, властолюбие, стремление к духовному господству и другие именно личные цели и интересы?
На поставленный вопрос возможны, по крайней мере, зри ответа, которые одновременно служат моделями политического поведения властвующих, с точки зрения отношений между политикой и моралью:
- в политике надо использовать неморальные средства достижения целей, ибо главный принцип политики - цель оправдывает средства, но об этом еще в эпоху Нового времени писал выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, военный теоретик, историк, писатель и поэт Никколо Макиавелли (1469-1527) и, прежде всего, в своем знаменитом труде «Государь» (1513);
- в политике часто применяются безнравственные способы достижения целей потому, что это политически оправдано и детерминировано самой сущностью политики;
- в политике используются неморальные средства достижения целей и этому (а так считают уже не властвующие, а подвластные) не может быть никакого оправдания.
Из этого всего следует главный вывод: для того, чтобы политика в конкретном государстве приняла моральный облик, тс, кто лишен власти, призван любыми путями, лучше мирными, отстранить от власти властолюбцев, эгоцентристов, безнравственных политиков и установить в обществе подлинно демократические, высоконравственные общественные ценности.
Политические нормы и ценности существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих; в социальных отношениях, обусловливающих правила функционирования политических норм; в сознании как чувстве или переживании политических норм.
Политические нормы могут классифицироваться и зависеть от возможностей политической регуляции общественных процессов, степени развития общества и уровня экономического благополучия граждан. В каждом государстве имеются основные и производные от них политические нормы и ценности, зависящие от множества социально-политических факторов. Например, принцип руководящей роли одной политической партии в тоталитарных системах можно считать основной политической нормой, из которой вытекает норма операционная - обязательная принадлежность руководящих кадров к этой партии. Эта норма не может действовать в условиях политических реформ и политических кризисов, когда одно поколение руководящих кадров заменяется сторонниками нового курса, провозглашенного политическим руководством. Так, в СССР во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. бывшие видные члены КПСС, более того, многие из них высшие руководители страны и крупных городов в течение короткого срока оставили партийные ряды и стали предпринимать энергичные меры к ликвидации политической партии, в рядах которой они состояли длительные сроки: Горбачев, Ельцин. Чубайс, Собчак и многие другие, в результате такого вида политической активности прежняя политическая норма нередко становится идеологическим прикрытием идущего разрушения прежней политической системы и политической ценностью считаться уже не может.
Предполагается, что любой политический деятель есть, прежде всего, субъект морали. Мышление политика рассматривается через призму нравственной зрелости и его рациональных действий в рамках определенной политической свободы. Нормативная модель политика базируется на приписывании ему универсальных критериев рационального мышления - принципа тождества, последовательности, когерентности (когерентность: лат. - сцепление, связь: постоянное соотношение чего-либо с каким-либо явлением, например, между субъектом политического действия и его объектом). Социальная ценность политической деятельности означает непротиворечивость принятых политических принципов и способность нести полную ответственность за решения и действия, вытекающие из них соответствие деклараций и политического поведения государственного деятеля.
Эта модель позволяет анализировать всю политику через призму вопроса: почему большинство политиков предпочитают, как правило, вечным политическим ценностям случайные политические цели: своекорыстие, властолюбие, стремление к духовному господству и другие именно личные цели и интересы?
На поставленный вопрос возможны, по крайней мере, зри ответа, которые одновременно служат моделями политического поведения властвующих, с точки зрения отношений между политикой и моралью:
- в политике надо использовать неморальные средства достижения целей, ибо главный принцип политики - цель оправдывает средства, но об этом еще в эпоху Нового времени писал выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, военный теоретик, историк, писатель и поэт Никколо Макиавелли (1469-1527) и, прежде всего, в своем знаменитом труде «Государь» (1513);
- в политике часто применяются безнравственные способы достижения целей потому, что это политически оправдано и детерминировано самой сущностью политики;
- в политике используются неморальные средства достижения целей и этому (а так считают уже не властвующие, а подвластные) не может быть никакого оправдания.
Из этого всего следует главный вывод: для того, чтобы политика в конкретном государстве приняла моральный облик, тс, кто лишен власти, призван любыми путями, лучше мирными, отстранить от власти властолюбцев, эгоцентристов, безнравственных политиков и установить в обществе подлинно демократические, высоконравственные общественные ценности.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013