БЁРК Эдмунд

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Берк Эдмунд
1729-1797) – английский публицист и философ, один из лидеров вигов. Автор памфлетов против Великой французской революции.

Источник: Философия политики: словарь персоналий

Берк Эдмунд
(1730-1797) – британский политический деятель, публицист и политический теоретик, один из основоположников классического консерватизма (традиционализма). Основная работа – «Рассуждения о революции во Франции» (1790).

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

БЕРК Эдмунд
Англия, 1729–1797. Произведения: «Размышления о французской революции», «Правление», «Политика и общество» и др . Сторонник консерватизма в политике. Политическую мудрость видел в опыте, традиции и истории. Эту мудрость он олицетворял с государством — отражением консервативной идеи в силу его надысторичности и устойчивости существования. Государство не содействует благу, но может предотвратить зло. Рынок, по Э. Берку, — сфера действия «естественных законов», на которые власть и воздействие государства, в силу этой особенности рынка, не распространяются. Поэтому существует известное противоречие между политическими и рыночными отношениями. Тем не менее государство, в обычных условиях не вмешиваясь в рыночные отношения, предотвращает негативные проявления таковых либо правовыми средствами, либо прямым вмешательством и заменой их. Этот подход известен в другом проявлении — в либеральной концепции «государства — ночного сторожа». Здесь сходятся две в исторической ретроспективе противоположные идеологические позиции политических акторов.

Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.

БЕРК (Burke) Эдмунд
1729-1797) — английский публицист и философ, государственный деятель, основоположник консервативной идеологии. В памфлете «Мысли о причине нынешнего недовольства» (1770) Берк излагает основные политические принципы вигов, став главным идеологом партии. С наибольшей полнотой философия консерватизма, которая является основным вкладом Берка в мировую политическую мысль, выражена в работе «Размышления о революции во Франции» (1790). К основным принципам консерватизма Берк относит: важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; веру в «право давности» и традиции народа; убеждение в необходимости существования четких границ между классами и сословиями как основы социальной стабильности; нерушимость частной собственности как гарантии свободы человека и пр. Среди других работ — «Обращение новых вигов к старым» (1791); «Письмо к благородному лорду» (1795); «Письма о мире с цареубийцами» (1796-1797). Цитата:«Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Э. Берк

Источник: Новейший политологический словарь

БЁРК Эдмунд (1729-1797)
английский политический деятель, философ и публицист. Считается "отцом-основателем", "пророком", "Миллем и Марксом" классического консерватизма.
В 1790 г. вышла в свет его книга "Размышления о революции во Франции", в которой были сформулированы основные принципы консерватизма: ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; "то, что можно не менять, менять не нужно"; вера в "право давности" и традиции народа; убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; частная собственность - продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; рассмотрение человека как несовершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; презумпция "в пользу любой установленной системы приведения против любого неиспользованного проекта " и др.
Согласно Э. Берку, настоящее никогда и ни в коем случае не свободно от прошлого. Он любил повторять следующее крылатое выражение: "История без политической науки бесплодна; политическая наука без истории безродна". "Установка на то, чтобы сохранить лучшее и способствовать к усовершенствованию недостаточного, взятые вместе - вот что определяет для меня государственного человека. Все остальное пошло и сомнительно. Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты".
"Мой ведущий принцип реформации государства, - подчеркивал Берк в письме, адресованном члену Французской ассамблеи, - использовать имеющиеся материалы... Ваши же архитекторы строят без фундамента ".
Государство объявлялось Берком вечным и неизменным организмом, стоящим над личностью и неподвластным ее воле. Традиция есть самый надежный авторитет, ибо в ней находит свое воплощение "коллективная мудрость человеческого рода".

Источник: Именной словарь-справочник политических деятелей

БЕРК ЭДМУНД
(Burke, Edmund) (1729–97) Политик, принадлежал к партии вигов; заседал в парламенте, за небольшим перерывом, с 1766 г. до самой смерти. Боролся за процветание родной Ирландии, выступая против владения земельной собственностью лендлордами, живущими вдали от Ирландии (absentee landlordism), защищая торговые права Ирландии, отстаивая меры, направленные на эмансипацию католиков. Симпатизировал американским переселенцам; являясь представителем Англии в штате Нью-Йорк, публиковал статьи о несправедливом налогообложении колоний и о необходимости примирения с ними. Как сторонник лорда Рокингема, выступал против влияния короля Георга III на парламент. Занимался злоупотреблениями в Ост-Индской компании и способствовал привлечению к суду Уоррена Гастингса. По иронии судьбы политик-виг, человек, чье имя связано с многочисленными прогрессивными деяниями, считается проповедником консервативных мыслей и настроений. Одна из причин этого кроется в отношении Берка к событиям 1789 г. во Франции. В "Размышлениях о революции во Франции" (Reflections on the Revolution in France) (1790) он отверг утверждения революционеров о том, что они в состоянии перестроить систему правления на основе абстрактных универсальных принципов. Непосредственным поводом для написания книги послужило выступление одного из его противников – Ричарда Прайса (Price) в поддержку провозглашенных революцией принципов. Выступая против Декларации прав человека, Берк опирался на свои же аргументы по другим поводам. По его мнению, характер общества определяют обычай и практика: они формируются в течение длительного времени и крайне медленно изменяются. Закон проистекает из обычая и должен ему соответствовать. Всякого рода реформы возможны, но они должны сохранять и укреплять гармонию между нормами общественной практики и политикой. Революция – в смысле новой системы правления и общественных отношений, – опирающаяся на принципы, не закрепленные в данном обществе, может привести лишь к хаосу и тирании. Реальные права носят императивный характер, т.е. они устанавливаются законами общества и основаны на обычае. "Естественные" права, основанные на абстрактных принципах, бессмысленны и опасны. Но, пожалуй, в наибольшей степени консерватизм Берка проявился, когда он оплакивал судьбу Франции в целом и Марии Антуанетты в частности. "Эпоха благородства канула в лету. Наступило время софистов, экономистов и прагматиков, и слава Европы померкла навсегда". Томас Пейн прокомментировал это высказывание следующим образом: "Он жалеет плюмаж, но не замечает умершей птицы", а Мэри Уоллстонкрафт (Wollstonecraft) умоляла Берка признать, что если бы он был французом, то стал бы революционером. Ведь в конце концов он не являлся сторонником абсолютистского, непарламентского и неэффективного правления в Великобритании и ее колониях, поэтому незачем проявлять "сантименты" в отношении "старого режима". Эти реакционные "сантименты" действительно существовали, но не они были главными. Берк верил в рыночное общество, считал, что правительство в конечном счете должно опираться на суверенитет народа и стараться максимально увеличить его благосостояние. Однако эти идеи практически не получили развития в его произведениях. Во-первых, он был больше политиком, чем философом, стремясь в страстном риторическом стиле отстоять свою позицию с помощью практических аргументов, а не выдвигать те или иные теории. Во-вторых, он доверял принципам, так как считая, что если придавать им слишком большое значение, они, подобно суверенитету и выгоде, могут оказаться опасными и контрпродуктивными. Берк был своего рода "ослепленным утилитаристом", полагавшим, что обычай и чувство меры – более надежные ориентиры на пути к выгоде, чем (абстрактный) принцип самой выгоды. Свои взгляды на роль и обязанности депутата парламента Берк прекрасно выразил в речи в Бристоле в связи с его избранием на этот пост в ноябре 1774 г. Он подчеркнул, что намеревается "придавать особую важность" желаниям избирателей и с "особым уважением" относиться к их мнению. Но даже в этих обстоятельствах он собирался руководствоваться не наказами избирателей, а лишь разумом и совестью, ибо "ваш депутат обязан вам – а не только своему усердию – всем, кроме собственного здравого смысла". Работа депутата, считал Берк, лишь частично заключается в защите интересов избирателей; более важным является участие в "совещательной ассамблее одной нации, объединенной одним интересом, интересом всего народа" (курсив автора). "Берканианская" доктрина представительной власти получила широкий резонанс везде, где существовали избранные парламенты, и имела сторонников и противников как среди "левых", так и "правых". Может показаться странным, что Берк считается консерватором, но такое представление вполне справедливо. Об этом неопровержимо свидетельствуют и его отношение к Французской революции (French Revolution) и "абстрактные" идеи, навеянные Просвещением, и то важное значение, которое он придавал местным и национальным традициям. Способность поддерживать реформы и в то же время верить в верховенство обычаев и сдержанности в ущерб абсолютным принципам вполне соответствовало стилю и мировоззрению консерватизма.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

|

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
214.66 кб

Закономерности социальных изменений: сравнительный анализ взглядов Эдмунда Берка и Алексиса де Токви

Васильев Олег Николаевич