БРАТСКИЙ

Найдено 1 определение
БРАТСКИЙ
определение общественных движений, партий, организаций, государств и народов, подвластных Советскому Союзу или опирающихся на него и идущих в фарватере коммунистической политики.
Как оценочная категория Б. широко используется при определении отношения СССР к странам-сателлитам, чтобы создать видимость бескорыстных, дружественных межгосударственных связей. За пределами коммунистической системы термин Б. прилагается к социальным силам, полностью поддерживающим советскую политику. Левые движения, в том числе и коммунистические партии, проводящие политику, независимую от Москвы, не называются Б. Определение Б. не прилагается и к странам, просоветские режимы которых не прочны и чье руководство пока не утвердилось как коммунистическое. Так, Ангола и Эфиопия до сих пор не получили статуса Б., а Афганистан лишь недавно удостоился этой «чести».
Таким образом, для отнесения к категории Б. необходима не только политическая и экономическая зависимость от СССР, но и некая идеологическая общность. Б. используется в сочетании с целям рядом слов, отражающих широкий спектр социальных явлений: «связи», «отношения» , «поддержка», «содружество» , «дружба» , «солидарность», «сплоченность», «единение» и т. д. Часто употребляемое выражение «Б. помощь» отражает политику откровенного и беззастенчивого вмешательства Кремля в жизнь коммунистических государств. На базе «Б. помощи» возник Варшавский пакт (блок военной экспансии). Необходимостью «Б. помощи» обосновывалось создание СЭВ (экономическая экспансия). «Б. помощью» или «Б. отношениями» обосновывалось ограничение суверенитета восточноевропейских стран. Под покровом «Б. солидарности» Советский Союз создавал условия для преимущественного развития своего национального хозяйства — в ущерб экономике зависимых от него государств. «Б. помощь» никогда не была бескорыстной. Даже в тех случаях, когда СССР оказывал ее, не считаясь с огромными материальными затратами, он преследовал отнюдь не братские интересы. Такая «помощь» диктовалась глобальными притязаниями Москвы — стремлением создать новые опорные пункты коммунизма или поддержать шатающиеся тоталитарные режимы. В период политических кризисов в Восточной Германии (1953 г.), Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), Польше (1970,1981 гг.) СССР оказывал им существенную экономическую помощь. Советский Союз не жалеет затрат на содержание Кубы, на поддержку новых коммунистических систем в Азии и Африке. И если оказывается, что политических и экономических средств недостаточно, Советский Союз становится на путь открытого военного вмешательства, представляемого также в виде «Б. помощи».
Для обоснования права на вооруженную «Б. помощь» советские руководители выдвинули положение об особой ответственности СССР за национальное и политическое развитие коммунистических стран (теория ограниченного национального суверенитета социалистических государств). Этой доктриной было «освещено» советское вторжение в Чехословакию (1968), оккупация Афганистана (1981). Не исключено, что в будущем Москва попытается расширить концепцию «ответственности» , распространив ее, например, на «Б. помощь» в борьбе за победу социализма во всем мире. Тогда Б. интервенция (под видом помощи) может распространиться на любую страну свободного мира.
Понятие Б. насквозь лицемерно и тогда, когда прилагается к явлениям внутренней жизни. В советском обществе нет ни «Б. отношений», ни «Б. дружбы», ни Б. сотрудничества», ни Б. взаимопомощи». В нем царят неравенство и ненависть, люди (и народы) отчуждены от государства и друг от друга. Тоталитарная система их эксплуатирует, беззастенчиво используя способности и труд, попирая достоинство. Партократия и общество антагонистичны: на одном конце - привилегии и богатство, на другом - бесправие и нищета.
ПРИМЕРЫ: «С победой Великой Октябрьской социалистической революции началась эра новых» подлинно братских отношений народов бывшей царской империи». («Коммунист», 1980, № 12, с. 11.) «Митинг прошел под знаком нерушимой дружбы и солидарности КПСС и КПВ, братского единения советского и вьетнамского народов». («Комсомольская правда», 1 ноября 1983, с. 3.) «Представители советской и афганской общественности заявили о стремлении и впредь крепить нерушимую дружбу и братскую солидарность между народами двух стран». («Правда», 29 ноября 1983, с. 4.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
590.36 кб

Идеологема «Братский народ»: фактор легитимности в конфликтном пространстве

Скочилова Вероника Геннадьевна
Репрезентация коллективной идентичности российского общества на многих этапах исторического развития осуществлялась посредством актуализации славянской тематики.
Читать PDF
0.00 байт

Синдром братских народов

Мчедлов Михаил
"НГ-религии", М., 5 ноября 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

О национализме и «Братских народах»

Кандель Павел Ефимович
Русофобия украинского национализма кажется иррациональной среди братских народов, родственных по языку и культуре.
Читать PDF
2.73 мб

Организация учебного процесса в братских школах обществ «Трех Святителей» и «Братства святителя Гури

Юмакулов Наиль Хасапович
В статье отражаются особенности организации учебного процесса в братских школах. Раскрываются положительные и слабые места работы школ братства и выявляются их причины.
Читать PDF
1.31 мб

Братских народов союз вековой: новое испытание на зрелость

Аманжолова Дина Ахметжановна
Читать PDF
0.00 байт

Значение Братских школ в истории российского государства

Садовникова Надежда Евгеньевна
В статье раскрыты содержание, организация и методы обучения в братских школах. Выделены исторические обстоятельства, повлиявшие на учреждение Православных Братств.